В фальшивом блеске

Еще в середине XIX века Козьма Петрович Прутков давал шутливо-иронический совет: “Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол”, не верь глазам своим”. Этот афоризм надо почаще вспоминать тем, кто воспринимает любую рекламу как истину в последней инстанции. Иначе можно купить задорого какую-нибудь чепуховину или стать жертвой очередного лохотрона. Ладно бы только деньги, а то ведь и собственным здоровьем можно расплатиться.


Сюжеты телевизионных рекламных роликов о косметических средствах — как братья-близнецы: утонченные модели художественно встряхивают пышными шевелюрами, ослепляют белизной зубов, демонстрируют резко посвежевшую кожу… Наведываясь в магазин косметики, часто вспоминаю едкую шутку одного покупателя: “Шампунь с жемчугом и бриллиантами, крем с янтарем и минералами — таким “драгоценностям” самое место в ювелирном отделе. Может, там они будут лучше продаваться…”

— Разумеется, в любой рекламе акцент делается на положительных свойствах товара, а не на отрицательных, поэтому к ней надо относиться критично, — говорит консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инна Гаврильчик. — Стратегия рекламодателей понятна: они стремятся представить свой продукт ярко и броско. Но порой призывные лозунги используются, чтобы оставить позади конкурентов и ввести в заблуждение покупателей.

В последнее время факты недостоверной рекламы нередко выявляются в интернете. Рекламодатели, желая обойти закон, ошибочно полагают, что контроль за их деятельностью в сети не такой бдительный, как в печатных изданиях или на телевидении. К примеру, не так давно Министерство торговли выявило в интернете рекламу якобы спортивного питания. Оказалось, что предлагавшаяся продукция не значилась в реестре Минздрава как спортивное питание, это были обычные пищевые добавки.

Некоторые рекламодатели используют всемирную паутину, чтобы преподнести свой товар как эксклюзивный. Решив схитрить, продавец автозапчастей разместил объявление о том, что у него самый лучший выбор, а цены выгоднее, чем у конкурентов. Документов, подтверждающих эти громкие фразы, у рекламодателя не оказалось, его привлекли к административной ответственности.

— Если уж рекламодатель заявляет о своем товаре или услугах в превосходной степени, то должен подтвердить это документально, привести доказательства, что столь высокая оценка получена в виде обобщения статистических исследований или на основании дипломов о победах в тех или иных конкурсах, номинациях, — объясняет Инна Гаврильчик.

Тревогу у специалистов Минторга и Минздрава вызывают участившиеся случаи продажи и рекламы физическими лицами лечебных препаратов. Что могут всучить под видом медикаментов виртуальные коробейники — неизвестно. По-прежнему находят свою клиентуру и распространители лжелекарств. Тем, кто не прочь заняться самолечением, ловкачи предлагают купить “чудодейственные” (при этом весьма дорогостоящие) кремы, бальзамы и прочие снадобья. Причем надо приобрести весь комплекс и из расчета на полный курс — мол, только тогда их применение даст ожидаемый эффект. Минторг планирует ужесточить наказание за подобные нарушения, инициируя внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Бывает и так, что права потребителей нарушают агентства, которые якобы на выгодных условиях предлагают работу или обучение. Одна из таких организаций сулила невиданные прежде бонусы: с желающих овладеть английским языком за два месяца обучения просили всего 49 тысяч рублей. На деле оказалось, что такую сумму можно заплатить лишь за два последних месяца обучения при условии, что сначала клиент закажет курс на 128 часов и заплатит несколько миллионов. В Минторге такую рекламу расценили как неэтичную, поскольку она вводила людей в заблуждение.

Поиграть с ценами решили и в одной туристической компании. Ее клиент пожаловался в Минторг на то, что фактическая стоимость путевки при ее покупке оказалась выше, чем указанная в рекламе на сайте скидок. Разницу менеджер фирмы объяснил тем, что изменения произошли из-за роста курса доллара. Но грамотный клиент догадался сфотографировать рекламу с первоначальной ценой. Благодаря этому он отстоял свои права и приобрел путевку по заявленной в рекламе цене.

Прежде чем планировать покупку, позвоните в магазин или зайдите на его сайт, чтобы ознакомиться с условиями акции, рекомендует Инна Гаврильчик. Но если вы пришли в магазин, а условия акции не совпадают с теми, которые были, например, в присланной вам СМС-рекламе, постарайтесь зафиксировать такой факт. Сфотографируйте ценники и оставьте запись в книге замечаний и предложений. Это будет доказательством тому, что реклама была пустым манком. Чтобы защитить свои права, смело обращайтесь в местные исполкомы, Мингорисполком или в Минторг.

Клюнув на призывные объявления или СМС об уценках, покупатели часто не утруждают себя изучением условий проведения таких акций. Их организаторы зачастую пытаются ввести потребителей в заблуждение: анонсируют огромную скидку, не конкретизируя, на что именно снижается цена. На деле оказывается, что объявленная 90-процентная скидка в магазине одежды касается только предметов гардероба определенных размеров или прошлогодней коллекции

Автор публикации:
Оксана ЗАХАРОВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.