Человек, кующий голос

Дом семьи Бейбутян в агрогородке Озеры Гродненского района люди находят по стуку молота о наковальню. Здесь живут известные в округе кузнецы — отец и сын, способные из металлолома воссоздать даже зубра.





Тринадцать лет назад, переехав из Армении на постоянное место жительства в белорусскую глубинку, глава семейства Юрий Размикович задумал найти себя в кузнечном деле. Говорит, что раньше только доводилось со стороны наблюдать за работой кузнецов. Не подозревая о таланте, решил сам попробовать, и дело пошло…

Сын мастера-самоучки Роман с малых лет пропадал в домашней кузне. 

И превзошел отца в этом древнем ремесле. Самоутвердился парень в кузнечном деле оригинальным образом: стал создавать из металлолома произведения искусства. Роман вспоминает:

— Мне хотелось, чтобы моя первая работа носила белорусский национальный колорит, ведь эта земля стала для нашей семьи второй родиной. Но живого зубра я, честно говоря, на тот момент никогда не видел, даже не знаю, почему именно он ко мне “пришел”.

С интересом наблюдали за воплощением оригинальной идеи Романа — сделать из деталей отслуживших автомобилей зубра — и заходившие в кузню односельчане. А после стали сносить сюда отслужившие свой век амортизаторы, пружины, рессоры, детали подвески, сцепления. На работу ушло три месяца. В итоге царь Беловежья получился весом в тонну и триста килограммов и ростом выше полутора метров. И когда мастер выставил его на подворье, не только жители агрогородка, но и приезжие шли к дому у озера, чтобы сфотографироваться с этим чудом на память.

Через интернет оригинальные снимки дошли и до итальянского коллекционера. Вскоре необычный зубр уехал во Флоренцию.

Воодушевленный Роман принялся создавать второго, еще более внушительного — в полторы тонны весом. 

И снова царю Беловежья недолго пришлось красоваться на сельском дворе — диковинного зверя на этот раз увезли в Минск.

При входе в “домашнюю кузню”, под которую мастера приспособили старую постройку, — образ Николая Чудотворца. Среди заготовок будущих перил и ворот бросается в глаза почти готовый ажурный металлический крест. По всему видно, что люди в работу вкладывают душу. Юрий Бейбутян говорит, что без этого никак:

— Любой дар нам дается от Бога, главное, в каждом деле не забывать о пользе людям. Кузнец в деревне всегда был человеком нужным, уважаемым. Приятно, что и мы можем кому-то по-соседски, не денег ради, оказать услугу: тяпку отремонтировать или другую нужную в хозяйстве вещь починить. 

Кованый крест — это уже творческая задумка Юрия Размиковича. Мастер говорит, что мечтает установить его где-нибудь в благословенном месте на земле, которая семью приняла.

Говоря о сыне, который в Озерах вырос, отец не скрывает гордости:

— По части оригинальности в мастерстве он меня обошел. 

Это только на первый взгляд работа кузнеца — романтика. На самом деле — нелегкий физический труд. Достаточно представить себе, скажем, раскаленный горн в изнуряющую летнюю жару… Однако двадцатипятилетний Роман считает, что это и есть дело его жизни:

— Ремесло очень затягивает, не зря ему издревле приписывали даже магические свойства. Понятно, что оно помогает заработать на хлеб насущный, но это не главное. Когда в голове появляется оригинальная задумка, ею буквально бредишь, пока не сделаешь.

— А какой же образ на этот раз воображение будоражит? — интересуюсь у мастера.

Вместо ответа он загадочно показывает на дальний угол кузни, где громоздится куча металлолома — от ржавых гвоздей до шестеренок:

— Он уже здесь, осталось только собрать…

А после, улыбаясь, показывает картинку в мобильном телефоне, на которой красуется железный конь. Такого в Озерах точно еще не видели.

infong@sb.by

Автор публикации:
Елена СЕМЕНОВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.