O тoм, кaк нaшeй aвиaкoмпaнии удaeтся пeрeжить экoнoмичeскую турбулeнтнoсть и чeгo ждaть oт нынeшнeгo гoдa, в бeсeдe с зaмeститeлeм гeнeрaльнoгo дирeктoрa пo мaркeтингу и внeшнeэкoнoмичeскoй дeятeльнoсти “Бeлaвиa” Игoрeм Чeргинцoм.
— Сeгoдня в aвиaбизнeсe сeрьeзнaя кoнкурeнция. Пoдoгнaть сaмoлeт нeдoстaтoчнo — нужeн xoрoший мaркeтинг. Кoмпaнии пeриoдичeски устрaивaют рaзличныe aкции, в тoм числe снижaя стoимoсть билeтoв. “Бeлaвиa” нe oтстaeт: двa дня в нaчaлe мaртa в чeсть 20-лeтия aвиaкoмпaнии мoжнo былo купить билeты пo прoмoтaрифу 20 eврo (тудa-oбрaтнo) плюс тaксы и сбoры. Пaссaжирaм xoрoшo, нo в чeм выгoдa для кoмпaнии?
— Вooбщe aкции, кaк у нaс, прoвoдятся oчeнь рeдкo. Бывaeт, aвиaкoмпaнии снижaют цeны на несколько процентов, бывает, вводят специальные тарифы, но чтобы билеты были по 20—30 евро — это редкость. У нас был хороший повод — компании 20 лет, и цена 20 евро сама напрашивалась. Из тех десятков тысяч человек, выкупивших билеты (их было продано почти 38 тысяч), около 90 процентов — это спонтанные пассажиры. Они никуда конкретно не собирались, их подвигла на это акция. Так что эти пассажиры — дополнительное количество клиентов для нас, а значит, и дополнительные деньги. Это выгодно. Кроме того, в авиабизнесе ярко выражена сезонность: летом компании зарабатывают, зимой эти деньги проедают и идут в банки за кредитами. Благодаря акции нам не придется брать взаймы у банка — это хорошо.
— В прошлом году цены на авиабилеты падали во всем мире. “Белавиа” тоже уменьшила расценки — примерно на 20 процентов. И снижает дальше: на 20—30 евро за билет туда-обратно снижены топливные сборы по ряду направлений.
— Устанавливая тарифы для пассажиров, любая авиакомпания исходит из двух составляющих. Во-первых, себестоимость выполнения конкретного рейса — затраты на обслуживание самолета, на топливо, на персонал, расходы в аэропортах, а также по пути следования — плата за воздушное пространство. Во-вторых — конкурентный аспект. Например, устанавливая цены на билеты из Минска в Франкфурт-на-Майне, мы смотрим, что предлагают Lufthansa и другие авиаперевозчики — польские, балтийские.
Снижение стоимости билетов связано с уменьшением цен на топливо, которое произошло благодаря падению цен на нефть. Также в прошлом году мы провели серию переговоров с поставщиками услуг и оборудования. В первую очередь с лизингодателями, которые предоставляют нам самолеты. Они, учитывая экономическую ситуацию в регионе, пошли навстречу и снизили стоимость владения самолетом. Договорились мы о предоставлении скидок и с поставщиками услуг: аэропортами, обслуживающими компаниями и так далее. Это отразилось в ценах на билеты.
— Сегодня одна из успешных бизнес-моделей — лоукост. Такие авиакомпании не зацикливаются на сервисе (он есть, но все дополнительные услуги платные), предпочитают бюджетные аэропорты, используют большие самолеты. Соответственно билеты дешевые. Как вам удается с ними конкурировать?
— Сейчас все большую популярность набирают гибридные компании, которые используют в своей деятельности и элементы классических авиакомпаний, и элементы лоукостов. Мы тоже постепенно переходим на гибридную модель, удешевление билетов — часть стратегии. В первую очередь за счет тарифов мы и стараемся конкурировать. Второе — у каждой бизнес-модели свои пассажиры, которые практически не пересекаются. И наша бизнес-модель довольно успешна. Даже в этот достаточно сложный период мы продолжаем работать в плюс: за прошлый год увеличили перевозки пассажиров на 5,8 процента. Результат очень хороший.
— Авиакомпании активно используют новые технологии, чтобы сделать покупку билетов удобнее для клиентов. Как с этим обстоят дела у нас?
— В мае 2014 года была внедрена собственная система интернет-бронирования с адаптивным дизайном, удобным для пользователей мобильных устройств. Данная система позволяет гибко управлять продажами на сайте. Теперь при заходе с мобильного устройства наша страница в интернете подстраивается под гаджет и принимает удобный для пользователя вид. Надеюсь, к середине августа, ко времени нашего ребрендинга, будет готова новая версия сайта.
От прежнего он будет отличаться не только внешним видом, но и функционалом. Планируется внести возможность пакетного приобретения услуг: пассажир покупает билет и одновременно на эти же даты система предлагает ему номер в гостинице, аренду автомобилей и, очень хотелось бы, но законодательно это пока не разрешено, страховку. Все в электронном виде по банковской карточке можно будет приобрести на сайте авиакомпании.
— К слову, о ребрендинге. Чего ждать пассажирам, помимо смены логотипа и запуска новой версии сайта?
— Значимое событие нынешнего года — получение трех новых самолетов Boeing 737-800, наиболее современных в своем классе. Это будут самые большие самолеты в нашей авиакомпании — они рассчитаны на перевозку 189 пассажиров. У нас уже есть два таких воздушных судна. Примечательно, что эти Boeing будут абсолютно новыми: впервые мы получим их напрямую с завода-производителя в Сиэтле. До этого мы брали самолеты через лизинговые схемы. Одновременно с поставкой Boeing будут полностью выведены из эксплуатации три Ту-154. Фактически эра советской авиатехники в “Белавиа” закончится. Новые самолеты начнут прилетать к нам с середины августа уже в новой ливрее, тогда же пройдет презентация нового бренда.
— Гражданская авиация чутко реагирует на ситуацию в мировой политике и экономике. Каковы планы на этот год?
— Мы напрямую зависим от экономической ситуации в стране, в регионе, в тех государствах, куда мы выполняем полеты. Время непростое. Мы работаем с другими государствами и стараемся стимулировать перевозки, проводя акции и другие маркетинговые мероприятия. Летом, 19 июня, мы откроем новое направление — Минск — Паланга. На днях начнем впервые выполнять прямые чартерные рейсы на Канарские острова.
Я практически уверен, что и в этом году мы добьемся роста авиаперевозок и в финансовом плане закончим год с положительным балансом.
Летаете ли вы самолетами?
Об этом спросил жителей Гомельщины корреспондент “НГ” Станислав Галковский.
Татьяна Соловьева, специалист по туризму:
— Летаю, потому что это быстро, удобно и очень интересно. Перелеты минимум два раза в год. Последний раз была в Риме, летела из Вильнюса, самолет был отличный — новенький аэробус. Мне кажется, в современном мире, где время — главная ценность, передвигаться на большие расстояния нужно только авиатранспортом. Но выбирать следует известные авиалинии, там самолеты новее, лучше, безопаснее.
Дмитрий Янков, индивидуальный предприниматель:
— Последние несколько лет мои основные туристические маршруты проложены по нашей стране. Изучаю историю и природу родного края. Беларусь — небольшая страна, самолеты здесь только для спешащих бизнесменов, мне достаточно велосипеда. Крути педали, смотри озера и замки. Вместо лишних авиарейсов проложили бы велодорожки вдоль автомобильных трасс. Вместо выбросов в атмосферу — здоровье.
Алена Коверко, домохозяйка:
— Раньше семьей мы летали на отдых. Там было без вариантов — только самолет. Мне нравилось. Быстро и удобно. Но после египетского теракта страшно. Теперь только поезд. Да и направление летнего отдыха придется сменить. Хочется путешествовать без страха.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Валерия ГАВРУШЕВА