Пока медики обсуждают планы приравнять электронные сигареты к обычным и создать в стране территории, свободные от курения, модное нынче увлечение кальяном выходит на новый уровень. В барах и ресторанах уже никого не удивишь живой картинкой человека с длинной трубкой. Корреспонденты “Народной газеты” решили разобраться, насколько безопасен для здоровья фруктовый дым и можно ли с его помощью победить никотиновую зависимость.
Чистый аромат не интересует
Один из популярных в Минске баров недавно впечатлил новинкой: в маленьком уютном помещении, рассчитанном всего на шесть столиков, теперь можно курить кальян начиная с 12 дня и до 2 часов ночи. Сидите вы, к примеру, тихонечко в углу, вкушаете на обед солянку, гуляш и салатик, а рядом веселая компания дымит приторным арбузным, яблочным или черничным ароматом.
— Неужели никто не жалуется на запах? — интересуемся у девушки-бармена.
— Что вы, наоборот! Многие, глядя на курящих соседей, тоже заказывают. Конечно, если к нам приходят с детьми, стараемся усадить их подальше от кальяна, но пока я не замечала, чтобы кому-то он мешал.
Тут же, как по заказу, появляется возможность проверить слова улыбчивой девушки на практике: сразу трое пришедших клиентов просят принести кальян. Такая услуга стоит от 19 рублей (замена чаши — 14). Спустя несколько минут в небольшом помещении начинает чадить, а позади столика, за которым мы разместились в ожидании обеда, раздаются крайне неприятные звуки — то ли человек давится слюной, то ли внезапно ожившая на кухне свинина решила возмущенно похрюкать. Оказывается, один из “кальянщиков” делает слишком шумные затяжки. Под аккомпанемент неаппетитных бульканий решительно отказываемся от горячего. К тому же навязчивая смесь сладковатых запахов как-то не способствует хорошему пищеварению. Удивительно, но хозяева бара сквозь пальцы смотрят на то, что для любителей кальяна здесь не оборудована отдельная зона и немногочисленные посетители на двадцати квадратных метрах вынуждены одновременно дышать смесью запахов табака, фруктового варенья и жаркого.
Впрочем, в большинстве общепитовских заведений Минска, где предлагают кальян, ситуация получше: обособленные или хотя бы скрытые за ширмой столики, куда размещают любителей восточной забавы, не бросаются в глаза остальным посетителям, а приторные ароматы не раздражают обоняние поборников здорового образа жизни.
Администратор одного из таких кафе сириец Халед рассказывает, что в его стране кальяны считают чем-то вроде национального блюда. Молодой человек начал курить их в 14 лет и, приехав в Беларусь, решил обучать тонкостям курения жителей нашей страны:
— У вас распространены три вида кальянов: классические со стеклянной колбой, которые можно приготовить на воде, молоке и вине, полностью стеклянные и на фруктах.
Чаще всего у нас заказывают стандартные кальяны и те, что сделаны на фруктовой чаше. При этом среди клиентов как молодые люди, так и те, кому за 50.
— С каждым годом кальяны становятся все более популярными. Мы, например, в будний день принимаем минимум 15 заказов на них. В тренде — смеси вкусов. Часто заказывают миксы из яблока, арбуза и мяты, дыни и черники. И по этому легко определить, знает ли человек толк в кальянах. Арабы, например, предпочитают только один вкус. Им не нужны примеси и они умеют курить. Белорусов “чистый” аромат не интересует.
Умение правильно готовить кальян сродни искусству. Но овладеть им, утверждает Халед, не так уж сложно. Главное в этом деле — знать размер чаши и количество табака, которое нужно в нее положить:
— В маленькую чашу — 5 граммов табака. В большую — 25 граммов.
На фруктовую чашку — 30 граммов, то есть целую пачку. Но я часто сталкиваюсь с тем, что табака кладут слишком мало. Он быстро прогорает, и кальян теряет вкус. Хотя должен держать его час-полтора. Если меньше, значит, он приготовлен неправильно. Кальян на фрукте можно курить до 2,5 часа.
Многое зависит и от углей. Их нельзя менять больше двух раз, поскольку за то время, которое тлеют две порции угля, табак выгорает полностью. Важно и его расположение:
— Если положить уголь в центр, кальян можно будет курить ровно 10 минут. После этого табак сгорит. Угли должны лежать по краям фольги. Только в таком случае табак будет прогорать равномерно.
Еще одна проблема, с которой Халед столкнулся в нашей стране, заключается в том, что во многих заведениях кальяны не моют. Если вы заказали вкус яблока, но чувствуете и аромат дыни, можете быть уверенными: после предыдущей заправки промыть сосуд не удосужились.
— Колбы нужно мыть как минимум три раза в день. Помимо этого, для каждого вкуса трубки должны быть разными. У нас, например, из 20 трубок 5 — только для яблока, еще три — только для арбуза. В них не должно быть примесей. Остальные трубки используются для миксов и промываются после каждого курения.
Перед открытием летнего сезона санстанция трижды проверяла кальянную, в которой работает Халед. В первую очередь обращали внимание на документы для кальянов и табака. Помимо этого, в нашей стране контролируют возраст курящих, поэтому нередко “кальянщикам” приходится просить паспорта у посетителей.
Игра стоит свеч
Почему кальяны завоевали популярность не только на Востоке, но и на Западе? Причин этому несколько.
С одной стороны — правила диктует мода, с другой, по мнению экспертов Федерального статистического управления Германии, курение кальяна стало особенно привлекательным для подростков и молодых людей, которые ошибочно полагают, что это менее вредный аналог обычным сигаретам. Ведь если на борьбу с курением сигарет в мире расходуются миллиарды долларов, то кальяны остаются в тени.
Интерес к хука, как называют кальяны на Западе, вырос и на фоне введения запретов на курение в общественных местах. В России, например, где такой закон вступил в силу в 2014 году, начался настоящий бум открытия кальянных. Ведь это уже специализированное заведение, доступ к которому ограничен, а значит, раскуривать там табак не запрещается. Сегодня в одном только Челябинске с населением чуть более миллиона человек около 60 таких заведений.
В Беларуси хука появились в начале 2000-х. В 2002 открылась первая кальянная. Сейчас количество таких заведений в столице не менее 10, не считая тех кафе и ресторанов, где кальян предлагают как отдельную услугу. Бизнес этот весьма рентабельный, подтверждает директор закусочной “Кальянная № 1” Иван Муравьев:
— Одна пачка табака стоит около 10 рублей, ее хватает на 4—5 кальянов. Тем временем заказ кальяна в заведениях Минска стоит примерно 30—40 рублей.
Безусловно, здесь следует учитывать и расходы на обслуживание, амортизацию устройств, покупку угля и прочие моменты. И все равно игра стоит свеч. К тому же, по словам Ивана Муравьева, многие из заведений, где клиентам предлагают покурить ароматный табак, сами устройства не покупают и их обслуживанием не занимаются. Это дело поставщика оборудования. Выручку нередко делят поровну либо 40 на 60%. Такой вариант выгоден обеим сторонам. Первая, по сути, сдает аппараты в аренду, вторая — экономит на профессиональном кальянщике, содержание которого имеет смысл, лишь если в день в ресторане заказывают не менее 20 кальянов.
Отдельная тема в кальянном бизнесе — табак. Этот товар маркируется акцизными марками и ввозится в ограниченном количестве. К слову, многие страны сегодня сталкиваются с проблемой засилья нелегально ввезенного табака для кальянов (его еще называют шиша). В России его долю на рынке оценивают вплоть до 80—90 процентов. В Германии в прошлом году удалось обнаружить 55 тонн нелегальной шиши — в два раза больше, чем в 2014 году. При этом из-за теневого ввоза страна теряет существенные поступления в казну.
В прошлом году кальянный бизнес принес немецкому бюджету 165 миллионов долларов (впрочем, для табачного рынка это — капля в море, для сравнения: поступления от сигарет — 22 млрд долларов).
У нас все необходимое для дымного бизнеса — кальяны, уголь, табак — это импорт. Конечно, есть умельцы, которые сооружают устройства кустарным способом, но скорее для личного пользования. Вполне логично предположить, что крупнейшие игроки этого рынка сосредоточены в восточных странах. Действительно, в географию наиболее значимых производителей входят Египет, Иордания, Индия, Турция. Но также США и Германия. Здесь изготавливают продукцию премиум-класса. И, конечно, КНР.
— Китай сегодня — один из ключевых производителей в этом бизнесе, — уверяет Иван Муравьев. — Как-то раз в Турции мне пытались продать кальян, расхваливая его как чисто турецкий, но позже я заметил на нем отметку Made in China. Наладить производство того же табака для кальяна не так уж сложно. Этим сегодня занимаются в том числе в России. Теоретически наши фабрики тоже могли бы выпускать такую продукцию, но в расчете не столько на внутренний рынок, сколько на внешний. Думаю, на него был бы спрос.
У нас курение кальяна набирает популярность не только в заведениях, но и дома. Сами устройства, а также уголь и табак к ним легко найти в продаже. На запрос “купить кальян” поисковик выдает десятки специализированных магазинов, кроме того, торговля идет и в социальных сетях. Стоимость оборудования — от 30 рублей до бесконечности, пачка табака — от 5 рублей, уголь — от 2 рублей.
К слову, санэпидслужба Минска контролирует состояние заведений общепита, в том числе и тех, где есть кальянные. В нынешнем году, как показывают проверки, фактов нарушений требований по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний при использовании кальянов не зафиксировано.
Этот пар и сладок, и опасен
Между тем заведующая кафедрой пульмонологии и фтизиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования доктор медицинских наук Елена Лаптева предупреждает: если кто-то считает курение кальяна приятной забавой, это отнюдь не так:
— В кальянах находится тот же никотин, что и в сигаретах. Курят кальян долго. Из-за длительности процесса люди вдыхают больший объем табачного дыма, чем любители сигарет. Ничего хорошего в этом нет, ведь никотин негативно воздействует на дыхательные пути и легкие. Да, при курении кальяна человек несколько защищен от негативного воздействия, но все равно это вредно. Любая затяжка кальяна или сигареты приводит к кислородному голоданию всех органов и тканей курильщика. В первую очередь это касается пациентов с легочными или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Табачный дым в любом виде вызывает необратимые изменения в организме.
Если кальян курят девушки, они тоже оказывают своему здоровью медвежью услугу. От такого увлечения страдают кожа, слизистые, дыхательный центр, сердечная мышца.
По мнению экспертов ВОЗ, курение кальяна ничем не лучше, чем курение вообще. Интересные данные приводят и египетские ученые, которые попытались выяснить, как кальян влияет на здоровье человека. Оказалось, что дым, несмотря на прохождение его через охлаждающую жидкость, все-таки не успевает остыть до безопасной температуры. Вдыхая его слишком горячие потоки, человек повреждает микроволоски на слизистой гортани, что потом упрощает попадание пыли и вредных веществ из воздуха в наши легкие.
Американские исследователи обнаружили в крови тех, кто курил кальян и сигареты, абсолютно одинаковые вредные вещества. В частности, у молодых людей было отмечено повышение уровня никотина в моче в 73 раза!
— Кстати, в Египте, где культура курения кальяна чрезвычайно развита, власти уже заявляют о необходимости введения ограничительных мер, — продолжает Елена Лаптева. — Между тем количество любителей кальяна у нас растет. И мало кто знает о риске инфекционного заражения. Для следующего клиента меняется наконечник, но не дезинфицируются шланги.
Производители замалчивают информацию о вреде “ароматов Востока”, предавая, казалось бы, невинному увлечению некий ореол элитности, красоты и шика. И в этом нет ничего удивительного. Точно так же в середине прошлого века разворачивалась маркетинговая кампания по сигаретам. Курение позиционировали как средство для похудения и эталон стильности. Об этом с многих плакатов убеждали известные актеры, певцы и даже врачи. И лишь годы спустя один из рекламных королей тех лет произнес горькую фразу о том, что, если бы он раньше знал о вреде сигарет, никогда не занимался бы их пропагандой.
При этом психологи уверены: курение сигарет и кальяна — все это объединяется одним словом “зависимость”. И лечение этой зависимости не бывает простым.
Компетентно
Светлана Шилова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, кандидат медицинских наук, доцент:
— Отношение к этому явлению у меня крайне отрицательное. Начнем с кальяна, а закончим электронными сигаретами и наркотиками. Это выработка условного рефлекса к вредным привычкам. За время моего депутатства мы в Парламенте много раз обращались к этому вопросу. Обсуждали его и на телевидении, и в газетах, и на радио. Депутатами даже обсуждался вопрос принятия отдельного закона по этому поводу.
Но у нас достаточно ограничительных нормативных актов, тот же Кодекс об административных правонарушениях. В 2002 году был принят Декрет, призванный снизить потребление табака нашими соотечественниками. Недавно у Президента обсуждалась подготовка нового Декрета, который приравняет продажу электронных систем курения к реализации табачных изделий, уточнит места продаж, будет еще более жестко регламентировать места для курения, запретит употребление и оборот некурительных жевательных смесей. С принятием нового Декрета рестораны и кафе должны будут ликвидировать залы для курящих, если таковые имеются. Курение в таких заведениях будет допускаться лишь в специально оборудованных помещениях. Так, как это порой делают в помещениях аэропортов. То же самое, думаю, будет касаться и кальянов.
БЛИЦОПРОС
Как вы относитесь к курению кальяна?
Виктория Пивнева, мать троих сыновей:
— Во что ни ряди табак, он не перестанет от этого быть вредным. А курение кальяна — не забава, хотя курильщики и наслаждаются приятным дымком. Знаю, что такое увлечение вредно для растущего организма и быстро вызывает привыкание. Я бы не хотела, чтобы мои сыновья увлекались кальянами. Пусть лучше занимаются спортом.
Лидия Вишневецкая, биолог:
— Ничего хорошего в кальянах нет. Помню, как у моих знакомых дочь ходила еще школьницей в кальянную. Тогда ее мать, узнав, пригрозила владельцу кафе закрытием. И девочек перестали туда пускать. Но и этого хватило, чтобы, повзрослев, дочь моих знакомых не бросила курить. Смолит и по сей день одну сигарету за другой. А начиналось все так безобидно!
Инесса Гончарова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института микробиологии НАН:
— В кальяне находится жидкость. А где водная среда, там всегда живут микроорганизмы. Такая вода, безусловно, экологически небезопасна. Если кто-либо думает, что кальян — это не курение, пусть не заблуждается. Кальян — это обман, к тому же вызывающий зависимость. Так что не нужно подменять одно другим, а лучше вовсе отказаться от курения.
infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Наталья НЕВИДОМАЯ, Людмила КОНОПЕЛЬКО, Валерия ГАВРУШЕВА