Осенью спрос на услуги нянь традиционно растет: тысячи ребят вернулись за школьные парты, а оставить их после занятий не с кем. Нехватки в кадрах нет, интернет пестрит объявлениями в духе “люблю детей”, “добрая и порядочная”, “имею опыт работы”… Но бывают случаи, когда добрая и заботливая Мэри Поппинс на деле оказывается едва ли не настоящим монстром из детских кошмаров. Как этого не допустить?
Кадр из фильма “Мэри Поппинс, до свидания”
В поисках няни отправляюсь на просторы интернета. Первым в списке — сайт агентства по подбору персонала. Звоню. По легенде мне нужна няня на десятичасовой рабочий день для трехлетнего малыша. Коротким разговор не получается: на том конце провода интересуются будущим местом работы няни, полом и возрастом ребенка, графиком работы и перечнем обязанностей. Только разобрав все нюансы, переходим к финансовому вопросу:
— В месяц рассчитывайте не менее чем на 700 рублей, в идеале — 800—1000 рублей. Это будет хорошая, сильная няня, конечно, с профильным образованием и всеми необходимыми документами.
За свои услуги в организации просят 180 рублей плюс дают полугодовую гарантию — в этот период без доплат можно сделать две замены няни. Анкеты потенциальных Мэри Поппинс сбросят на электронку, с понравившимися кандидатурами следует встретиться лично, желательно с ребенком, можно взять пробный день.
Можно ли подобрать вариант не дороже 500 рублей? Ищу частные объявления. За один час работы в среднем просят от 4 до 12 рублей, за полный день — от 300 до 1800 рублей в месяц. Более высокая цена еще не говорит о качестве: за 1600—1800 рублей на вакансию “няня, няня-домработница, помощница” готова прийти 50-летняя женщина — окончила сельскохозяйственный техникум, рекомендаций нет. Опыт — 25 лет, это “жизненный опыт, вырастила двое своих детей”.
На мой бюджет нашлось всего несколько кандидатур — о рекомендациях и профильном образовании речи не идет. Например, 17-летняя девочка, студентка заочного отделения. Или женщина 33 лет: своих детей нет, опыта — ноль, сидела с малышами подруг. Мой выбор останавливается на 28-летней девушке с экономическим образованием. Звоню, чтобы уточнить, есть ли опыт работы в качестве няни. Небольшая пауза, после чего ответ: полгода работала в семье с 6-летним ребенком. Посмотреть рекомендацию не получится — девушка ее не брала. Прошу дать номер телефона предыдущего работодателя:
— Я не считаю это уместным. Мы можем встретиться, я пару часов посижу с ребенком, и вы посмотрите, справляюсь я или нет.
— Но пару часов еще не показатель…
— Тогда нам с вами не по пути, — отрезает девушка и бросает трубку.
По данным исследования компании IBISWorld, мировой рынок горничных, нянь и садоводов за последние пять лет составил 18 миллиардов долларов. В нынешнем году наибольший доход, почти треть, отрасли обеспечил как раз сегмент ухода за детьми. Спрос на нянь растет — и наша страна не исключение. Светлана Кузнецова, директор агентства по подбору домашнего персонала “Тэзори”, рассказала:
— Мы на рынке уже шесть лет, и за это время количество людей, заинтересованных в услугах нянь, выросло. Традиционно в сентябре спрос на педагогический персонал особенно увеличивается — нужны гувернеры, репетиторы. Сегодня к нам обращаются не только люди с высоким достатком, но и семьи, где воспитывается несколько детей.
В агентстве требования достаточно высокие. Им нужно представить, например, копии диплома об образовании и трудовой книжки, справку об отсутствии судимостей, медицинскую справку, рекомендации, которые обязательно будут проверены звонком выдавшему их нанимателю. Кроме того, придется пройти тест на профпригодность.
Условия для работы няней у нас максимально либеральные — даже ИП оформлять не нужно, достаточно платить единый налог. Работай и зарабатывай — без заморочек. Но отсутствие регулирования на рынке порой приводит к тому, что присматривать за детьми устраиваются далеко не Мэри Поппинс…
27-летняя Ирина при поиске няни для 3-летнего Андрея особых требований не предъявляла: главное — любить детей, огромный плюс — знание развивающих методик. Подходящим кандидатом показалась 20-летняя студентка-заочница. Условия оговорили заранее, в том числе и про обучение малыша. “Прошло три месяца, у Андрюши никаких результатов, — вспоминает Ирина. — Спросила няню, в чем проблема. Она мне в лоб заявляет, мол, ваш ребенок недалекий. Мне, как матери, верить не хотелось, поэтому я решила установить видеонаблюдение”. Выяснилось, что на деле с ребенком никто не занимался. Кадры, которые впились Ирине в память: ее малыш один играет на полу, пока няня лежит на диване с книгой. Ребенок в кровати кричит, 20-летняя Фрекен Бок сидит в наушниках.
Впрочем, подобные истории — еще цветочки. В интернете можно найти записи с видеокамер, на которых видно, как няни кричат на детей, бьют их, дают сильнодействующее снотворное. В Красноярске 55-летнюю бебиситтершу приговорили к трем месяцам исправительных работ за избиение девятимесячного младенца, который мешал ей смотреть телевизор. В Киеве недавно прохожие были вынуждены вызвать милицию: няня двух девочек, 7 и 4 лет, обзывала детей и собиралась ударить старшую. Еще одна история: няня-азиатка заклеивала ребенку рот изолентой, швыряла… Не слишком ли дорогая расплата за свободный рынок?
Как должен выглядеть цивилизованный рынок услуг нянь — спорный вопрос. С одной стороны, на нем должны работать профессионалы, а значит, необходим некий входной порог, с другой — рынку нужна максимальная гибкость и мобильность. Эксперт Центра экономических исследований Beroc Катерина Борнукова говорит, что вводить ограничения здесь не имеет смысла:
— У этого рынка нет таких характеристик, которые указывали бы на то, что он нуждается в регулировании, как, например, сектор медуслуг. Качество работы няни в отличие от работы врача легко проверить, и это по силам любому потенциальному клиенту, было бы желание.
Определенного компромисса удалось достичь на рынке Великобритании. Как таковых барьеров нет, но квалифицированные работники получают больше преимуществ. К примеру, няня может добровольно зарегистрироваться в Бюро стандартизации образовательных услуг — тогда ей выдадут специальный сертификат, а родители получат право на государственное пособие по оплате ее услуг. Если няня хочет искать работу через агентство, нужно пройти обучение. Предлагается несколько курсов различной направленности. Кроме того, учебные центры нередко предлагают также стажировку по окончании курса. Это поможет получить первую рекомендацию.
К слову, как раз отзывы прошлых нанимателей нередко становятся решающими для родителей из США и ЕС — без них они часто не готовы даже рассматривать кандидатуру. Возможно, именно этот принцип и вводит определенные барьеры на вроде бы свободном рынке. Катерина Борнукова говорит:
— Это довольно важная практика, но у нас она не работает, потому что низок уровень социального капитала: люди не доверяют отзывам незнакомых людей. Кроме того, многие уверены, что няня запросто может подделать рекомендации, и это не пустые опасения. Просто так практику рекомендаций у нас внедрить не выйдет, надо прежде решить важные культурные вопросы доверия.
Как бы то ни было, сегодня вопросы качества услуг нянь отданы на откуп родителям. А это значит, что на них лежит большая ответственность. 26-летняя Юля в этом бизнесе уже семь лет, у нее есть пару рекомендательных писем, но показывать их пришлось всего раз — обычно новые наниматели приходят по совету прежних: “В этом деле нет ничего важнее, чем любовь к детям. Именно ее и нужно разглядеть в кандидате”.
Мнение
Михаил Волков, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке:
— К услугам нянь, на мой взгляд, сегодня прибегают состоятельные люди, рассчитывая, что за ребенком будут не просто приглядывать, но и развивать его. Тем временем в нашей стране для дошколят созданы условия, позволяющие им получать достаточно всестороннее развитие. Однако есть проблема: дошкольных и общеобразовательных учреждений может быть недостаточно, особенно в районах-новостройках. Могу привести пример по Витебску, от которого я являюсь депутатом: например, в новом микрорайоне Билево сложно отдать ребенка по месту жительства в детский сад или школу. Мне кажется, здесь есть некоторый просчет, но его причины объективны: сегодня экономическое состояние страны не позволяет быстро строить дошкольные и общеобразовательные учреждения. Однако в Витебске в школах и детсадах давно построенных микрорайонов есть свободные места и, если организовать комфортный проезд, вопрос можно частично урегулировать. Еще няню порой нанимают, так как нежелательно, чтобы ребенок возвращался домой со школы один, исходя из вопросов безопасности. Но ведь для этого в начальной школе создаются группы продленного дня. Бывает, график не удобен для родителей. Тогда может быть целесообразным переводить их детей после “продленки” в специальные дежурные группы, где учитель за соответствующую оплату находится с ними дольше, например, до 20.00. Но доплата должна идти не за счет родителей.
gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Валерия ГАВРУШЕВА