Долголетие на клеточном уровне

Нобелевская премия — одна из наиболее престижных международных наград. Вот уже 115 лет она присуждается за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения и открытия, крупный вклад в культуру или развитие общества. Лауреаты объявляются в октябре, церемония вручения премии проводится в Стокгольме и Осло 10 декабря — в день смерти Альфреда Нобеля. Однако краткие формулировки премированных достижений, особенно в научной сфере, не всегда дают четкое представление об их истинной значимости. Поэтому мы решили копнуть глубже, начав с физиологии и медицины. В 2016 году лауреатом Нобелевской премии по этому направлению стал профессор Токийского технологического института Ёсинори Осуми за открытие механизмов аутофагии — утилизации отживших и поврежденных структур в клетке.


Вторичная переработка

Аутофагия — один из важнейших физиологических процессов, заложенных в нас самой природой. И фактически — механизм противодействия старению. В чем ценность работы профессора Осуми и сколько на самом деле должен жить человек?

В буквальном переводе с греческого аутофагия — “поедание себя”. Несмотря на вполне естественные мрачные ассоциации, на клеточном уровне не все так страшно, как кажется. Проще говоря, это процесс уничтожения поврежденных или устаревших структур. До недавнего времени ученые знали, что такой механизм действует внутри каждой клетки нашего организма, но плохо понимали, как именно.

Оказалось, это очень напоминает вторичную переработку мусора: поврежденные элементы притягиваются и сливаются с лизосомой — органеллой, содержащей ферменты для расщепления белков, жиров и так далее. И из этого “месива” впоследствии получаются новые “строительные элементы”, готовые к дальнейшему использованию. То есть фактически клетка самостоятельно периодически инвентаризирует свое содержимое, утилизирует отходы и даже создает новые элементы. Считается, что именно сбои в этом процессе способствуют заболеванию раком и болезнью Паркинсона. Причем профессор Осуми нашел 15 генов, отвечающих за аутофагию.

К исследованиям в этом направлении японский ученый приступил еще в начале 1990-х и они продолжаются по сей день. Перспективы открываются заманчивые. Судите сами — полный контроль над аутофагией означает периодическое обновление всего организма и возможность жить сколько угодно долго.

В настоящее время ведутся интенсивные исследования, связанные с разработкой лекарств, которые помогут клеткам возобновлять или усиливать аутофагию при необходимости справиться с болезнями

Наш потолок

Однако далеко не все ученые разделяют такой энтузиазм, считая, что бессмертие в понимании вечной жизни одного тела — антинаучный бред. Ведь клетки не могут до бесконечности “ремонтировать” себя и обновляться, а все же имеют ограниченный по времени ресурс существования. Аутофагия “работает”, когда повреждения клетки незначительны и ее еще можно исправить “на ходу”. Но если она совсем испортилась и сбилась со своей программы, организм запускает так называемый апоптоз — механизм самоуничтожения. Интересно, что этот вариант “харакири” неизлечимо больная клетка совершает очень аккуратно. Она шаг за шагом разбирает свое внутреннее содержимое, а ее обломки становятся питательным веществом для соседних клеток. Но беда в том, что с течением времени весь организм человека неизбежно изнашивается. Степень аутофагии во всех соматических клетках ослабевает: они все хуже и хуже справляются с ремонтом поломок. И тогда процесс апоптоза становится массовым.

Недавно журнал Nature опубликовал серьезное исследование ученых из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в США. В нем утверждается, что человек имеет вероятность всего 0,0001% дожить до возраста старше 125 лет. И в ближайшее время этот предел вряд ли изменится, поскольку возможности современной медицины по “оттягиванию планки” старения исчерпаны. Далее — только эксперименты, подразумевающие вмешательство в геном человека, к чему общество не готово по целому ряду причин — от технических до моральных.

Правда и мифы о долгожителях

По общепринятой в геронтологии классификации к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 75 лет, затем идет 15-летний период старческого возраста, а тех, кому перевалило за 90, считают долгожителями. Последние в свою очередь подразделяются на верифицированных (их возраст подтверждается документами) и неверифицированных.

Самый известный неверифицированный долгожитель — китайский врач и торговец лекарственными травами Ли Цинъюнь якобы прожил 256 лет (умер в 1933 году). Если верить слухам, у него было 200 потомков и 24 жены, 23 из которых он пережил. И хотя некоторые историки утверждают, что такой человек действительно существовал, большинство данных носит мифический характер.

А вот старейшей из когда-либо живших людей признана француженка Жанна Кальман, умершая в 1997 году в возрасте 122 лет. Даты ее рождения и смерти документально подтверждены.

По сообщению Министерства труда и социальной защиты Беларуси на 1 июля 2016 года в нашей стране проживало 456 человек, достигших возраста 100 и более лет, из них 4 человека — старше 110 лет. Традиционно больше всего долгожителей насчитывается в Гродненской и Минской областях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Мужи науки бьются над тем, как продлить человеческий век, а обычный гражданин, цитируя Михаила Жванецкого, “что с ним ни делай, упорно ползет на кладбище”. Американские ученые тщательно проанализировали истории человеческих смертей в более чем ста странах и выяснили, что 70% умерших стали жертвами собственных вредных привычек. Печальная пальма первенства принадлежит курению — никотин и связанные с его употреблением болезни (заболевание сердечно-сосудистой системы, диабет, рак) ежегодно “выкашивают” десятки миллионов человек. Ну а самой “безопасной” для людей вредной привычкой названо ожирение, которое доводит человека до летального исхода в 5% случаев.

КОМПЕТЕНТНО

Светлана Пашкевич, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией нейрофизиологии Института физиологии НАН:

— В физиологии есть такое понятие, как “предел”, или “лимит Хейфлика”. Оно подразумевает, что в организме количество делений соматических клеток (составляющих тело многоклеточных организмов и не принимающих участие в половом размножении) ограничено. Клетки человека умирают приблизительно после 52 делений, но признаки старения проявляют задолго до этого. Граница Хейфлика связана с сокращением размера теломер — особых участков ДНК на концах хромосом. Когда после определенного числа делений теломеры исчезают совсем, замедляются и процессы аутофагии. И клетка запускает процесс программируемой гибели. В идеале это должно совпадать с достижением человеком возраста 120—125 лет. Сейчас люди живут в среднем до 80. На то, что мы “не дотягиваем” до заложенного природой возрастного предела даже при приличном развитии медицины (в прежние времена люди жили мало из-за различных инфекций, с которыми мы научились бороться), влияют разные факторы. Это и нездоровая пища, и жизнь в городах, где воздух пропитан выхлопными газами, и многое другое.

Что же касается долгожителей, согласно исследованиям, у них очень долго сохраняется “запас” ремонтного материала — стволовых клеток. Вопрос, почему он быстрее истощается в организмах других людей, — загадка, которая пока не решена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Ольга БЕБЕНИНА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.