Теневой бизнес на выращивании, продаже, нелегальном вывозе и даже хищении различных экзотических животных — дело, поставленное в мире, что называется, на широкую ногу и приносящее огромные прибыли.
Похоже, что криминальный “зверобизнес” докатился и до наших широт. Некоторое время назад СМИ сообщали о пропаже из Минского зоопарка семерых щенков редкого вида — гиеновидной собаки. Кому и зачем понадобились животные, которых ни детям домой, ни в качестве дачного сторожа не приобретешь?
Минский зоопарк гостеприимно распахивает двери. Шесть рублей — и билет в звериное царство в кармане. Я направляюсь в “среду обитания” хищников. Именно здесь многочисленные посетители видели и даже фотографировали экзотических животных.
— А где у вас гиеновидные собаки? Все новости нынче ими забиты, хотелось бы взглянуть на диковину своими глазами, — задаю наивный вопрос работнику в зеленой форме. Мужчина останавливает тачку с прелыми листьями:
— Видите вольеры почти напротив входа в экзотариум? Вот там звери и пасутся. Семь особей бегают.
Направляюсь к вольеру. На решетке — стандартная табличка-запрет о кормлении диких зверей. Но в клетке пусто, информации о прежних жителях нет. Оно и понятно: многострадальных собак уже успели вывезти за пределы страны. Но обо всем по порядку.
В феврале прошлого года экспозиция Минского зоопарка пополнилась — московская компания “АфроЗоо”, специализирующаяся на оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем и животными, по договору аренды на один год передала нам 4 особи гиеновидных собак. Стоимость зверей на международном рынке была заявлена немалая — около 12 тысяч долларов за один экземпляр. Поэтому москвичи резонно дополнили договор особым пунктом: в случае приплода все до единого щенки должны быть возвращены компании. Причем информацию о пополнении в семействе необходимо передать в течение 5 дней.
В начале этого года в зоопарке действительно родились щенки. Но информацию о них в “АфроЗоо” почему-то не передали. Вместо этого выпустили в вольер на всеобщее обозрение. Там их летом и увидел “тайный гость” — представитель московской фирмы. Не только увидел, но и снял на видео. Дирекция зоопарка отпираться не стала. Задержку с информацией мотивировали тем, что не были уверены — выживут щенки или нет. Реакция была молниеносной: москвичи подали жалобу в ветслужбу и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды о содержании зверей без документов. В это же время в РУВД Заводского района Минска от владельцев собак легло заявление о мошенничестве.
“АфроЗоо” позиционируется на международном рынке как организация серьезная и ответственная. К тому же директор “АфроЗоо” Валентина Буркова признала — с представителями белорусского зоосада сотрудничают давно и успешно. Именно с помощью российской фирмы у нас в свое время появились зебры, белые тигры, пума, каракал.
Как бы то ни было, обвинение нашему зоопарку было предъявлено серьезное. Правоохранительные органы были вынуждены провести расследование. Впрочем, скорее всего, зоопарк мог бы избежать проблем на начальном этапе, как-то договориться с поставщиками живого товара. Но дирекция минского зверинца на свой страх и риск решила иначе. Вместо того чтобы признать претензии “АфроЗоо” и компенсировать фирме издержки по договорам, работники госучреждения вывезли щенков в неизвестном направлении. Найти их на частном подворье в деревне Стригово Кобринского района удалось лишь оперативникам.
Впрочем, у зоопарка была своя версия этой детективной истории. Там утверждают, что арендованные у “АфроЗоо” 4 особи гиеновидных собак крайне тяжело приживались на новом месте. Трое самцов вели прямо-таки гладиаторские бои за единственную подругу. Еще в июне прошлого года самка принесла первый приплод — не менее 10 щенков, однако сама же их и съела. Ближе к новому году — вновь пополнение. Опасаясь повторения ужасов каннибализма, щенков решено было изъять у матери и вскармливать искусственно до тех пор, пока не придет уверенность в их безопасности. Именно по этой причине, настаивают в зоопарке, сведения о приплоде в Москву подавать не спешили. А ну как и этот приплод погибнет? Тогда придется платить бешеные компенсации владельцам! Выжили те самые семь собак, которые стали камнем преткновения.
Помимо всего прочего, “АфроЗоо” обвиняет минчан и в других попытках скрыть щенков. В частности, приводят такие факты. Минский зоопарк сделал попытку продлить аренду зверей, но изменить условия: половину приплода оставлять себе. Арендодатель категорически отказался.
Как бы то ни было, дело получило широкую огласку и логичное продолжение. Возбуждено уголовное дело в отношении директора государственного культурно-просветительского учреждения “Минский зоопарк” Юрия Рябова. Официальный представитель СК Юлия Гончарова сообщила, что сотрудники УБЭП ГУВД Мингорисполкома установили, что “должностное лицо, используя свои организационно-распорядительные полномочия в корыстных целях, в нарушение положений заключенного договора организовало вывоз щенков гиеновидных собак с территории Минского зоопарка в Брестскую область для последующей продажи. Директор зоопарка задержан, с ним работают следователи. Причиненный ущерб оценивается более чем в 20 тысяч рублей”. Действия должностного лица квалифицируются по ч. 3 ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) УК Республики Беларусь. А это грозит лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Точку в этом непростом деле поставит суд, а пока что остается лишь оценивать ситуацию с человеческой точки зрения. Зачем было тайно вывозить экзотических щенков на Брестчину? Кому вообще нужны такие звери? Их ведь охотникам в качестве гончих не предложишь. И плачущему ребенку такого домашнего питомца не презентуешь. Ответы мы попытались найти у заведующего сектором экологической оценки преобразования окружающей среды НПЦ по биоресурсам НАН, координатора Научного органа СИТЕС в Беларуси Руслана Новицкого.
— Насколько редкая и ценная гиеновидная собака, чтобы из-за нее разгорались такие страсти?
— Есть ряд международных соглашений, которые регулируют оборот видов диких животных в мире. Основная преграда перед бесконтрольным перемещением зверей по миру — Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Так вот конкретно гиеновидная собака ни в один из списков СИТЕС не входит.
— Откуда же взялась подобная цена за собаку — 12 тысяч долларов? Есть ли возможность на гиеновидных собаках сделать выгодный бизнес?
— Действительно, у обывателя может сложиться четкое мнение о заоблачной ценности гиеновидной собаки. Однако это далеко не так. Рынок продаж собаки довольно узкий, даже в зоопарках она содержится довольно неохотно в силу своей крайней подвижности. Размножается гиеновидная собака также довольно интенсивно (до 21 щенка). Встает вопрос: куда девать такое поголовье? Даже цена на тигренка или львенка начинается от 10 тысяч долларов. А ведь они занесены в самые строгие из списков СИТЕС. Разве может эта собака, не имеющая ажиотажного спроса на рынке, стоить столько же или даже дороже? Если кто-то, в том числе и компания “АфроЗоо”, хочет продать свой “продукт” за баснословные деньги, пусть пытается.
КСТАТИ
Бизнес на экзотических животных весьма прибыльный, если знать все подводные камни. И желающих нажиться на незаконном деле хватает, в том числе и в нашей стране. Раз за разом предпринимаются попытки тайком, в обход природоохранных ведомств, провезти экзотику через границу. Например, недавно минские таможенники обнаружили в почтовом отправлении пауков-птицеедов. Летом из Польши автомобилист прорывался с живым грузом: питоны, игуаны и ящерицы. В апреле неизвестные пытались переслать в нашу страну из Северной Америки четырех экзотических змей, спрятав их в детской игрушке. Зимой сорвалась попытка тайно провезти с территории Украины 440 попугаев…
muravsky@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Сергей МУРАВСКИЙ