Брак по просчету

Высокотехнологичный триллер развернулся на глазах у всего мира этой осенью. Одна за другой в интернет стали попадать истории о взрывах аккумуляторов новых смартфонов Galaxy Note 7 южнокорейской компании Samsung. Всего через полторы недели после старта продаж — 35 зарегистрированных случаев. Компания начала отзыв смартфонов для замены, производство приостановили, чтобы исправить ошибку. Новую партию запустили 1 октября. Но взрывы не прекратились.


Официальные продажи злополучного смартфона до нас не добрались. И не доберутся: на прошлой неделе компания объявила о полном отзыве устройств и прекращении производства этой модели. Впрочем, предложения о покупке опасной новинки до сих пор есть на сайтах нескольких наших интернет-магазинов. Стоимость немалая — от 1852 до 2219 рублей.

Тем временем Samsung настоятельно рекомендует выключить гаджет и сдать его. Но что делать тем, кто по незнанию купит устройство у нас? Или тем, кто привез его из-за границы? Звоню в фирменный магазин компании в Минске. Можно ли заменить небезопасный телефон? Ответ следует незамедлительно:

— По всем вопросам обращайтесь в российское представительство.

В России, к слову, продажи устройства тоже не стартовали. Тем не менее, как сказано в официальном заявлении компании, взрывоопасный Galaxy Note 7 можно заменить на другой новый смартфон — Galaxy S7 или S7 edge (разницу в цене вернут). По запросу можно получить денежную компенсацию в полном объеме. Звоню в московский офис. Мой сбивчивый рассказ едва ли не сразу прерывают:

— Мне нужно, чтобы вы продиктовали IMEI (идентификационный код) своего смартфона, чтобы я мог узнать, в какой стране он был изготовлен.

— У меня сейчас нет его под рукой.

— Тогда дам вам рекомендации. Если телефон был куплен за границей (что вероятнее всего, так как в Беларуси купить его по предзаказу было нельзя), вы нам звоните и говорите адрес, где находится телефон. Называете IMEI и свой адрес электронной почты. В течение недели с вами свяжутся, чтобы рассказать дальнейшие шаги.

— А как происходит обмен?

— Если телефон куплен за границей, только возврат денег. Обмен предусмотрен для тех, кто делал предзаказ и полностью оплатил телефон.

Какую сумму вернут, мне так и не сказали — “все решается индивидуально”. Исполнительный директор общественного объединения “Минское общество потребителей” Виктор Копин говорит, что закон защищает потребителя от производственного брака. Кроме того, есть определенные нормы, касающиеся отзыва товара:

— Это прописано в Законе “О защите прав потребителей”: убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, работы, услуги подлежат возмещению изготовителем, продавцом, исполнителем в полном объеме.

Массовый отзыв высокотехнологичного товара — не редкость. Одна из самых продвинутых в этом плане отраслей — автомобильная. Впрочем, неудивительно: здесь ошибка может стоить человеческих жизней. Среди громких скандалов — неисправные ключи зажигания в автомобилях General Motors,  из-за чего, по некоторым оценкам, погибло как минимум 77 человек, и “педальный кризис” в машинах Toyota, унесший 37 жизней.

О летальных исходах от взрыва аккумулятора в смартфонах пока не сообщалось. Да и назвать эпопею с Galaxy Note 7 из ряда вон выходящей, на первый взгляд, сложно: смартфоны, разрывающиеся, словно бомбы, из-за неполадок с аккумулятором, давно не новость. У нас тоже такие случаи бывали: к примеру, в феврале девайс взорвался в руках у школьника из Калинковичей. Чудом удалось избежать травм — после хлопка телефон выпал из рук.

Почему так происходит? Виной может быть не только заводской брак. Алгоритм работы литийионных аккумуляторов весьма сложный и требует наличия устройств контроля. Всегда есть риск перегрева отдельных ячеек батареи или короткого замыкания внутри ячейки, которые запускают цепную реакцию. Ее последствия — вздутие, возгорание, взрыв, объясняет доцент кафедры сетей и устройств телекоммуникаций БГУИР Кирилл Волков:

— В итоге, помимо заводского брака, весьма опасны механические повреждения внутренней структуры батареи и ее перегрев. Повреждения могут наступать от ударов, изгибов, что весьма вероятно, — современные телефоны большие и тонкие, без запаса прочности.

Пока высокотехнологичные “бомбы” взрывались от случая к случаю, внимание к этой проблеме было разве что у специалистов. Но в этом году ситуация набирает обороты. В начале лета, к примеру, в США предписали отозвать 501 тысячу гироскутеров (самобалансирующихся скутеров) из-за высокого риска возгорания литийионных аккумуляторов. Было зафиксировано 99 случаев ожогов и порчи имущества. В августе началась история со смартфонами.

К слову, в начале эпопеи глава мобильного бизнеса компании Samsung Ко Дон Чжин сообщил, что дефектными батареями оснащены всего 24 смартфона из миллиона. Но неужели обладателям “огненных” устройств от этого легче?

Отзывы происходят не только в сфере техники. К примеру, один из громких скандалов был связан с продовольствием. В 2009 году из-за заводских нарушений у компании Peanut Corporation of America в США возникла вспышка сальмонеллеза. Всю ненадежную продукцию убрали с полок магазинов. Но было слишком поздно: более 600 человек заболело, 9 — умерло.

Экономист Игорь Березняцкий говорит, что количество отзывов растет — это можно видеть на специальных ресурсах, которые собирают информацию о таких случаях:

— Мир меняется, технологии становятся сложнее — это касается практически любого производства. Вместе с тем ужесточаются стандарты безопасности, логистические и производственные цепочки становятся длиннее.

В создании одного товара может быть задействовано несколько поставщиков — каждый из них влияет на качество конечного продукта.

У нас механизм отзыва прописан в законе. При определенных обстоятельствах это — обязанность изготовителя, продавца, исполнителя (если речь идет об услугах). Что важно, схема работает. Пару примеров нынешнего года. В конце апреля немецкая компания Gira начала изымать розетки с защитой от детей — по результатам испытаний некоторые партии накладок на розетки могут иметь недостатки. В конце августа компания HP начала отзыв неисправных батарей, которые продавались в комплекте с определенными моделями ноутбуков. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли отметили, что согласно нашему законодательству в этой ситуации следует вести речь не только о некачественных батареях, а в целом о некачественных ноутбуках, а значит, покупатель может требовать возмещения убытков, причиненных ему, в том числе замены недоброкачественного товара аналогом надлежащего качества или расторжения договора купли-продажи — деньги за компьютер обязаны вернуть.

Ситуация вокруг Galaxy Note 7 заставила пересмотреть некоторые вопросы безопасности. Например, отдельные авиакомпании начали практиковать использование специальных огнеупорных чехлов для перевозки портативной электроники, хотя случаи задымления салона самолета в результате проблем с батареей девайсов бывали и ранее

Топ-3 массовых отзывов товаров в этом году

IKEA и смертоносные комоды. Шведский мебельный гигант начал отзыв серии комодов и шкафов MALM. Причиной стала гибель трех малышей в возрасте от года до двух лет — комоды перевернулись и задавили их, а также десятки сообщений о травмах. Опасные комоды продавались более 10 лет и были очень популярны. Всего IKEA придется отозвать около 29 млн штук.

McDonald’s и “жгучие” браслеты. Сети ресторанов быстрого питания пришлось отозвать крупную партию фитнес-браслетов из Хэппи Миллс — в США их было реализовано 29 млн штук, в Канаде — 3,6 млн. Выяснилось, что их ношение вызывает раздражение на коже и ожоги — в компанию поступило не менее 70 жалоб.

Tyson Foods и наггетсы с пластиком. Американская компания была вынуждена отозвать порядка 60 тонн наггетсов — клиент нашел в курице “инородный материал”, которым оказались фрагменты пластика размером от 6,5 до 20 мм в диаметре. Их попадание в кишечник может причинить серьезный вред здоровью, вплоть до летального исхода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Валерия ГАВРУШЕВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.