Домик с видом на отдых

Сезон отпусков закончился, но забот у владельцев агроусадеб по-прежнему хватает: подводят итоги минувшего лета, составляют планы на будущее. Потенциальные туристы, в свою очередь, ищут ответы на волнующие их вопросы. Одни планируют провести на лоне природы остатки отпуска, другие — отметить осенние и зимние праздники. Что их ждет? Как скажется на расценках и качестве такого вида отдыха снижение на него спроса? Не секрет, что россияне гостят в нашей глубинке реже, чем пару лет назад. Но намерения тех, кто уже не раз побывал в здешних краях, душой прикоснулся к нашей природе, почувствовал на себе наше гостеприимство, вряд ли остановят даже ценовые препоны.Моя знакомая из Ярославля уже пятый год зимой и летом приезжает с семьей на Браславские озера. И менять свои планы она не собирается. Уже забронировала домик в деревне на конец декабря — начало января.

— Стоимость выросла незначительно, зато отдыхать стало интереснее. Если пару лет назад мы летом только купались, загорали да ходили в лес за грибами, то в этом году хозяева приготовили для нас целую программу: катание верхом на лошадях, различные экскурсии. А в ночь на Купалье устроили настоящий карнавал! Раньше подобные представления видели только в Литве и Польше, — рассказывает подруга. — На рождественские праздники, думаю, будет еще веселее.

И тем не менее нашему сельскому туризму еще не время почивать на лаврах: выдерживать конкуренцию с зарубежными экзотическими турами, сочетающим в себе не только отдых на море, но и всевозможные развлечения и обязательный шопинг, не так-то просто.

— Если весной некоторые эксперты прогнозировали спад интереса к агроусадьбам, то по итогам лета можно судить, что отдых в сельской местности остается у нас одним из привлекательных туристических направлений. Он выдержал испытание временем, проявил себя как кризисоустойчивая отрасль, — говорит председатель Республиканского общественного объединения “Отдых в деревне” Валерия Клицунова. — Но это не значит, что проблем у нас нет вовсе. Кто-то действительно потерял клиентов и прежний доход. Но это, как правило, те, для кого туристический бизнес не является основным делом. А вот для тех, кто вовремя сориентировался, минувшее лето оказалось даже удачнее, чем прежние сезоны. Секрета никакого здесь нет. Смекалистые владельцы агроусадеб быстро поняли, что нужно предложить туристам, и не сидели сложа руки. Проявив инициативу и находчивость, организовывали для детей и взрослых различные развлекательные программы, фольклорные фестивали, мастер-классы.

Конкуренция при этом отошла на второй план: хозяева домиков в деревне начали объединять свои усилия для того, чтобы увереннее держаться на плаву. Таким образом появилось и успешно работает немало совместных проектов, которые, укрупняясь, превращаются в кластеры. Благодаря такому сотрудничеству выигрывают все: отдых у клиентов проходит интересно и насыщенно, а организаторы сельского бизнеса не сидят без дела.

К примеру, утром туристы на одной из агроусадеб развлекаются конной ездой, затем переезжают на бричках к пасеке соседей, где проходит дегустация меда. Следующий пункт — с кулинарным мастер-классом, затем ужин и концерт. У каждого свое развлечение и угощение. Усадьбы “Мир пчел” и “Гаенскiя вытокi” построили программу на интерактивных играх и познавательных экскурсиях о пчелах. Усадьба “Ганка” устраивает сказочные представления для школьников.

И хотя цена билета на них невысокая, но для устроителей таких мероприятий все равно выгодно.

Валерия Клицунова говорит, что за последние годы хозяева агроусадеб начали теснее сотрудничать с местными туристическими фирмами. В итоге стали популярными туры одного дня для школьников. Охватывая услугами большие группы отдыхающих, владельцам агроусадеб приходится, конечно же, крутиться, но без работы и дохода никто не остается. Показателен в этом плане Воложинский район, где учли растущую популярность велоспорта и обустроили велодорожки протяженностью в несколько десятков километров, оборудовали и места отдыха для велосипедистов. Здесь можно не только укрыться от дождя, но и поставить мангал, развести костер.

Учитывая западный опыт, некоторые владельцы агроусадеб оборудуют у своих подворий площадки для караванеров. Последние помимо оплаты за стоянки приносят их владельцам и дополнительный доход — за питание, экскурсии, развлечения.

Главным плюсом в работе организаторов сельского туризма Валерия Анатольевна считает то, что деньги в свой бизнес они  вкладывают с верой в завтрашний день. Некоторые строят свои программы исходя из потребностей людей с ограниченными возможностями.

Нина Главацкая, хозяйка усадьбы “Полесские традиции”, говорит, что раньше все организовывалось наспех, на многие задумки не хватало денег:

 — А сегодня мы уже тверже стоим на ногах. Поэтому появились новые возможности и желание постоянно что-то улучшать, чтобы поднять обслуживание и комфорт в усадьбе на новый уровень. А цены, кстати, не повышаем.

И Нина Главацкая, и многочисленные ее коллеги готовят новые проекты, рассчитанные на холодное время года. Это и участие в различных обрядах, в зимних забавах, катание на санях, лыжные экскурсии, подледная рыбалка.

Выходит, что и в сферу агротуризма непростое нынешнее время вносит свои коррективы. В выигрыше оказываются те, кто предлагает скидки и бонусы, интересные проекты. И, как говорится, нет худа без добра. Умение сориентироваться в кризисные моменты создает своеобразный защитный барьер, помогает застраховаться от таких ситуаций на будущее

zaxarova@sb.by

Автор публикации:
Оксана ЗАХАРОВА

Автор фотографии:
Владимир ШЛАПАК

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.