В обществе и экспертной среде то и дело вспыхивают дискуссии о путях развития нашего государства. Их суть нередко сводится к обсуждению вопроса о том, какая цивилизация ближе белорусскому менталитету: западная или восточная. Находясь на стыке двух миров, наша страна так или иначе испытывает на себе влияние каждого из них. Видимо, это и привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Но есть и альтернативная точка зрения, заключающаяся в том, что у Беларуси должен быть собственный вектор развития. Видимо, только время способно рассудить степень правоты этих взглядов. Сегодня же неоспоримо одно: для того чтобы двигаться дальше, нужны ясные, понятные всем цели и ориентиры, объединяющие все общество. И вот тут возникает вопрос о национальной идее для нашей страны. В чем заключается ее смысл? На чем она может быть основана и что должна ставить своей целью? Об этом рассуждают наши эксперты.
Без отрыва от реальности
Алексей Дзермант, редактор портала IMHOclub.by, философ, публицист:
Очень часто мы слышим: национальную идею необходимо придумать, ее надо осмыслить, найти, предложить, сформулировать. Кажется, вот-вот — и ее наконец провозгласят, но почему-то все никак. Для начала надо бы ответить на вопросы, нужна ли она вообще и что это такое.
Национальную идею лучше всего понимать не через некую обязательную идеологию, директиву и так далее, а как ориентиры, цели движения и развития нации в будущем. Конечно, история и прошлое оказывают свое значительное влияние, но зацикливаться на прошлом и жить одной лишь ностальгией крайне опасно. Можно потерять эти самые ориентиры и пойти за ложными целями.
Цели — это самое важное. Понятно, они не могут быть абсолютно одинаковы у всех без исключения представителей нации. Будет отличаться и понимание путей их достижения даже при наличии таковых. Тем не менее осознаваемый набор целей, пусть разных, но не противоречивых — вот то, без чего любая идея превращается в безжизненную утопию.
Что такое нация сегодня? Это совокупность всех граждан государства независимо от этнического происхождения. Но в любой нации всегда есть ядро наиболее активных, решительных граждан, которые могут и хотят брать на себя ответственность за свои действия и поступки. Они мыслят категориями не только личного, но и общего блага. Это чиновники, военные, врачи, инженеры, учителя, ученые, аграрии, предприниматели — представители разных профессий. Так или иначе эти люди должны видеть, к чему направлены их устремления, ради чего они работают. Должны видеть конкретный результат сегодня и перспективу на завтра. Это и есть цели. Они могут и должны быть общими, объединяющими ядро нации, большинство ее представителей. В этом кроется и содержание национальной идеи.
Цели обязательно должны быть обращены в будущее, они формируют его образ, который также становится элементом национальной идеи. Человеку важно понимать, какое будущее он созидает, почему это будущее обусловлено его собственными действиями, решениями, открытиями.
Здесь, возможно, возникнет скептическое возражение. Мол, в глобальную эпоху и нации уже давно неактуальны, и цели должны быть как можно более индивидуальными, без больших обобщений. Потому и национальной идеи никакой быть не может в принципе. Каждый сам по себе, государство — всего лишь ночной сторож.
Это весьма поверхностный взгляд. Достаточно посмотреть на те общества, где общие цели и ценности формируют то, что как раз и можно было бы назвать национальной идеей. США, Китай, Израиль — примеры успешных, целеустремленных государств. Хуже с этим в старушке Европе, где, кажется, уже устали от каких-либо идей и ценностей. Но и результат этого налицо — системные кризисные явления.
Можно обратиться и к опыту нашей ближайшей союзницы и соседки — России. После распада СССР, в период безвременья и первоначального накопления капитала, ни о какой национальной идее говорить не приходилось. И только когда пришло понимание того, что страна находится на грани развала, появились, наконец, и достойные цели, и общие усилия для выживания.
В Украине с целями было вроде все в порядке, но в их основе оказалось слишком много иллюзий и противопоставлений. Итоги очевидны и довольно плачевны. Это значит, что национальную идею надо понимать как позитивный, конструктивный проект, основанный на фундаменте реализма и рационального анализа.
В нашей стране есть все для формулировки внятных целей развития государства и общества, то есть для существования национальной идеи в виде проекта будущего. Этот проект будущего должен зримо и незримо присутствовать во всех общих начинаниях. О нем надо говорить, его надо демонстрировать и продвигать.
То, как мы видим себя, чего хотим достичь, к чему стремимся — все это можно и нужно делать публичным, обсуждаемым, понятным и осязаемым. Таким образом, и наша национальная идея будет не только программой развития на перспективу, но и практическим процессом, к которому может подключиться каждый.
Примеры для подражания
Денис Мельянцов, политолог, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований:
События в Украине и новый виток конфронтации между Россией и Западом вновь актуализировали необходимость формулирования белорусской национальной идеи. Трудно влиять на общество извне, если оно объединено одной идеей и понимает свое отличие от соседей.
На протяжении человеческой истории такая идея (не всегда именно национальная, но и в рамках более обширных общностей) принимала разные формы. Это и религия, и социально-политические учения типа марксизма, и в последние два столетия — собственно национализм. Суть всегда одна: показать, чем мы отличаемся от них, объяснить, почему наши ценности единственно правильные и почему ради них стоит идти на жертвы.
Необходимость сформулировать национальную идею была озвучена еще в конце 1990-х, когда формировалась современная политическая система и ей нужно было придать устойчивость. Но эта попытка не имела успеха, поскольку была реализована фактически бюрократическим аппаратом, а не интеллектуалами или общественными лидерами. То, что получилось, назвали белорусской государственной идеологией. Были написаны учебники, она теперь преподается в вузах в соответствии со старой советской традицией и под нее сформирован целый штат профессиональных идеологов, встроенных в вертикаль власти.
Однако то, что было создано в начале 2000-х, никак нельзя считать национальной идеей, поскольку государственная идеология представляет собой странную смесь истории, обществоведения, основ политэкономии белорусского государства и тезиса о том, что теперешняя белорусская власть является венцом истории белорусов как нации. Вместе с тем так и не были даны ответы на самые главные вопросы: что объединяет белорусов как нацию? Кто наши герои? В чем наша уникальность? Какое общество мы строим?
В самом деле, что сегодня объединяет белорусов, кроме паспорта? Общество разделено по своему геополитическому выбору. Согласно опросам, примерно равные доли респондентов выступают за интеграцию с ЕС и Россией. Наши граждане по-разному смотрят на историю страны. Для кого-то она начинается в 1917 году, для кого-то — в 1991-м, а для кого-то ее истоки теряются в глубоком Средневековье.
Наиболее простым ответом на этот вызов является национализм, который в Европе достаточно успешно справился с задачей объединения наций в рамках государственных границ. Но как быть со странами, в которых нет внутреннего консенсуса по базовым понятиям и которые согласно Хантингтону разрываются между двумя цивилизациями? Пример Украины выразительно демонстрирует, что в таких условиях с классическим этнонационализмом нужно быть крайне осторожным.
Недавно в разговоре с одним финским дипломатом мы пришли к пониманию того, что задачи Беларуси и Финляндии на начальном этапе своей государственности фактически сводятся к одной базовой идее — выжить в неблагоприятных международных условиях. Чем не национальная идея? Впервые в истории у нас есть свое национальное государство и только от нас зависит, каким оно будет. Но одного этого недостаточно. Необходимо ответить и на другие вопросы, чтобы понять, кто мы и чем отличаемся от других народов.
У нас есть богатейшее наследие, доставшееся нам от предыдущих этапов развития нашего народа в рамках разных государственных образований. Его не нужно стесняться, а надо использовать для формирования гордости за свой народ. К чему, например, билборды с портретами Евфросинии Полоцкой и Николая Радзивилла, которые не содержат ничего, кроме дат жизни и имен?
О чем они должны говорить белорусам? Или бессмысленные растяжки в советском стиле с надписью “Гісторыя — гэта тое, што нас аб’ядноўвае”. Не лучше ли создать бесплатные тематические музеи, как в США и Южной Корее, где экспонировались бы наши исторические сокровища, которые сейчас пылятся в запасниках? Где исторические блокбастеры про Витовта Великого и Грюнвальдскую битву? Ведь если посмотреть на те же США, то национальная идея там не отпечатана в учебниках, ее не штудируют студенты в университетах.
Но она красной нитью проходит через голливудские фильмы и сериалы, через праздники и монументы, в конце концов, через законодательство о ведении бизнеса — ведь “США — это страна возможностей и свободы”.
Вместо того чтобы подменять идею формализованной идеологией и таким же формальным исполнением, нужно просто пристальнее присмотреться к нашей истории и к нашей современности. И там и там есть достаточно великого и интересного, чем можно гордиться самим и что не стыдно показать всему остальному миру. И в нашей стране достаточно людей, которые готовы это делать. Начиная неформальными курсами белорусского языка и реконструкциями рыцарских сражений и заканчивая фестивалями городской музыки и коллективным выпеканием драников. Нужно просто им не мешать.
А лучше немножко помочь.