Поиски старого гомеля продолжаются

У каждого города свой особый колорит и своя история. За девять веков Гомель приобрел свое уникальное лицо, однако время глобализации унифицирует мир. Впрочем, не все хотят расставаться с артефактами уходящего времени. Гомельчанин Сергей Ляпин, архитектор по образованию, создал в соцсетях группу “Пошукі старога Гомеля”. В уникальной фотоколлекции краеведов-сетевиков уже более 400 исторических снимков: старых зданий, люков, уличных аншлагов, дверных ручек, фонарных кронштейнов. Что же делать с исчезающим прошлым — забыть или спасти?


Сергей Ляпин вместе со своей супругой историком Марией Булавинской и художником Ириной Панковой разработали и создали карту шляхетских усадеб

Есть улицы, над которыми не властно время. Эти кварталы называют старым городом. Из-за стекла и бетона мелькнет колоннада или амур на фасаде здания, мезонин с лепниной, а может, странной формы окно. Так жили когда-то. Это считалось красивым. Это и сейчас красиво. С архитектором Сергеем Ляпиным мы встретились в бывшем квартале Свисток. Так гомельчане называли район нынешних улиц: Садовой, Артема, Карла Маркса. В конце XIX — начале XX века здесь располагался самый элитный район Гомеля. Свисток — потому что в основном здесь селились чиновники, военные, полицейские и почти все богатые люди города. Как писали современники, по благоустройству и богатству район не уступал княжескому саду и дворцу. Но время не пощадило “гомельскую Рублевку”. От той исторической застройки остались единичные здания, например, бывшая еврейская гимназия — теперь административный корпус одного из управлений горисполкома. Деревянный Гомель, а большинство домов было из этого доступного материала, не уцелел. Сгорел в огне бесконечных империалистических, отечественных и гражданских войн. Однако немало осталось, признается Сергей Ляпин:

— Даже после жесточайших разрушений Великой Отечественной войны удалось восстановить несколько десятков исторических зданий. В целом есть что показать, хотя многие здания, например, городская дума, утратили свое историко-туристическое наполнение, там сейчас типография. Но надо понимать, что архитектура — это не только стены, крыша, тротуар. Особую привлекательность ей придают мелкие детали. Например, уличные аншлаги с названиями улиц, указатели, фонари. Они дополняют исторический антураж. Чтобы их возродить не фантазией художников, а исторической правдивостью, мы создаем “фотоковчег” гомельских артефактов. 


Архитектура — это не только стены, крыша, тротуар. Особую привлекательность ей придают мелкие детали: уличные аншлаги с названиями улиц, указатели, фонари

Необычная часть коллекции — фотоснимки крышек канализационных люков, установленных в течение 100 лет. Уникальные экспонаты сохранились в старом городе и районе Залинейный, там с конца XIX века селились железнодорожники и работники вагоноремонтного завода. Найдены крышки производства завода Александрова (сейчас завод им. Кирова), артели “Молот”, завода “Рухавік рэвалюцыі” и шведско-датско-русской компании 1930-х годов.

Сергей Ляпин — автор необычного проекта спасения строго деревянного Гомеля. Несколько лет назад он представил идею городского деревянного квартала XIX века (на месте Свистка). По задумке это необычный туристический объект. Свой проект Сергей Ляпин уже защитил, правда, только в качестве диплома. Архитектор предложил собрать в одном месте “деревянный Гомель”, то есть исторические дома, которые не вписываются в масштабную реконструкцию города, и сделать из этого уникальный этнотуристический центр:

— В Гомеле давно актуален проект сохранения деревянного зодчества. Данный проект поможет решить проблему сохранения, а также восстановить утраченные постройки. Причем имеющийся исторический материал позволяет воссоздать все аутентично. Всего 40 объектов! Столетние дома должны превратиться в стилизованные гостиницы, рестораны, музеи и выставки. Особенность деревянного района — историческая основа. Каждое новое здание восстановлено по старым фотографиям и чертежам. Выбраны самые яркие, но не сохранившиеся постройки последних двух столетий. Возможно размещение деревянного цирка, который находился на улице Замковой до войны, размещение каланчи с Базарной площади, оба объекта авторства известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского.

С  архитектурной точки зрения “новый Свисток” может стать уникальным объектом, потому что и сам Гомель необычный для страны город. Румянцевы и Паскевичи пытались построить здесь “маленький Петербург”, а переселившиеся староверы принесли свое деревянное зодчество. В итоге получился архитектурный симбиоз с региональным колоритом. Это сохранившийся комплекс памятников эпохи классицизма конца XVIII — начала XIX века. На фоне этого деревянная застройка усадебного типа с профильной резьбой, ряд зданий, которые являются визитной карточкой города. Пока проект лишь на бумаге. Но автор уверен, что деревянный квартал столетней давности может стать туристической изюминкой не только Гомеля, но и страны.

Именно бумага и электронные носители на данный момент основные союзники креативных гомельских новаторов. В начале нынешнего года Сергей Ляпин вместе со своей супругой историком Марией Булавинской и художником Ириной Панковой разработали, создали и презентовали карту шляхетских усадеб области XIX века. Большинство этих зданий не сохранились. Группе энтузиастов удалось по крупицам собрать информацию о 27 поместьях, восстановить их внешний вид и нанести на карту. Из них сохранилось не более десятка. Некоторые находятся в критическом состоянии. От большинства остались только заросшие старые парки и каналы, но контуры этих ландшафтов сохраняют размах и эстетику шляхетской жизни. На карте, как уверяют создатели, точные копии фасадов поместий, без дополнительных фантазий. Все архитектурные элементы имеют историческое подтверждение. Каждая усадьба подписана именем владельцев, а рядом их фамильный герб. Большинство зданий построены в модном тогда стиле классицизма. 

Сейчас энтузиасты планируют создание “трехмерного Гомеля”, рассказывает Сергей Ляпин:

— Историк Юрий Панков приобрел на немецком аукционе фотографию Гомеля времен оккупации. На ней торговые ряды Базарной площади (нынешний сквер им. Кириллы Туровского). Здание, простоявшее более 100 лет, не сохранилось. Мы хотим создать 3D-модель Базарной площади, как она выглядела до революции.

Если не получается восстанавливать старый Гомель реально, он будет отстроен виртуально. Автор проекта — Роман Рощенко. Разрозненные объекты собираются объединить в видеоряд. 3D-возрождение переживет пожарная вышка, прозванная в народе Каланчой.

Участники группы “Пошукі старога Гомеля” просят изменить сам подход к перестройке исторически значимых городских объектов. Сергей Ляпин приводит характерный пример:

— Недавно над входом на Киевский спуск сделали пластиковую арку. Раньше там были два фонаря на массивном каменном основании в виде колонн, которые убрали лет 15 назад. Мелочь? Но арка — режущий глаз новодел в антураже парка и исторических зданий. Почему бы не восстановить эти фонари?

Таких примеров немало. Например, снос забора стадиона “Локомотив”. Это была визитная карточка старого стадиона. На минском “Динамо” историю собираются сохранить, а здесь проектанты просто зачеркнули индивидуальность местной арены.

А сколько копий было сломано при сносе старинного здания для площадки под строительство бизнес-центра “Александров-плаза”?

Все-таки тот, кто строит будущее, должен бережнее относиться к своему прошлому.

sb_gomel@mail.ru

Автор публикации:
Станислав ГАЛКОВСКИЙ

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.