Скидки не прытки

Владельцы магазинов не скупятся на рекламные ролики и СМС, в которых сулят выгодные покупки. Судя по зазывающим на распродажи объявлениям, именно на них нас ждет “самый удачный шопинг”. Но часто волшебное слово sale оказывается приманкой для простаков. Скидочные акции нередко используются с целью привлечения внимания покупателей к залежалому товару, а то и вовсе, чтобы сбыть его дороже.





Современный покупатель не лыком шит. Мизерное снижение цен на вещи, которые годами пылятся на прилавках, не вызывает у него интереса. А уж если, объявляя скидку, продавец завышает стоимость товара, это и вовсе вызывает недоумение.

Пару месяцев назад в частном обувном магазине присмотрела себе туфли. Но цена показалась на тот момент высоковатой — миллион. Продавец пообещала, что вскоре будут сезонные скидки. И вот долгожданный час пробил: проходя мимо знакомого магазина, увидела наконец объявление “Цены снижены на 30%”.

“Неплохая экономия вознаградит меня за терпение!” — обрадовалась я и поспешила примерить будущую обновку. Если вы думаете, что из магазина я вышла с покупкой, то глубоко заблуждаетесь. После уценки туфли… подорожали на 50 тысяч рублей. Но чтобы покупатели не сомневались в выгоде покупки, на “скидочной” обуви красовалась этикетка, на которой красным карандашом была перечеркнута цифра в миллион пятьсот тысяч рублей…

Специалисты Минторга нередко выявляют подобные трюки с ценами. Во время одной из проверок в торговой точке индивидуального предпринимателя внимание контролеров привлек “призывный” ценник на женское пальто: “Успей за 1 день! Новая цена 2 400 000 руб.”. При этом рядом была перечеркнута старая цена — 2 900 000 рублей. Как позже признался продавец, по так называемой старой цене товар никогда не продавался.

Случаются и вовсе анекдотичные ситуации. Поддавшись распродажному ажиотажу, муж моей подруги принес домой пять одинаковых наволочек для подушек.

— Сережа, зачем столько? — удивилась Лариса.

— Представь, каждую удешевили на распродаже почти на три тысячи!

— Да, скидка внушительная, — заглянув в чек, пошутила жена. — Только на кассе с тебя почему-то взяли не за пять, а за шесть наволочек. Поздравляю, ты поучаствовал в акции “Купи пять по цене шести!” — съязвила супруга.

В последнее время в больших универмагах, кажется, прижились скидочные уик-энды, что приятно радует. Но когда цены минусуют на 15—20% лишь на несколько дней, этого недостаточно, чтобы покупатели опустошили прилавки.

Как-то побывав на дне скидок в одном из больших магазинов, приметила, что эпицентр покупательского спроса — в отделах посуды, техники, белья. В секции одежды — штиль. 

Ну не находится желающих купить за миллион вышедшее из моды платье или костюм пусть даже на сто с лишним тысяч дешевле, чем было вчера. Что еще более удивительно: заканчивается акция, и на предметах гардероба, нераспроданных даже с уценкой, вновь указывается прежняя цена. Продавцы не учитывают, что мода быстротечна — каждый сезон в продаже появляются новые фасоны платьев, курток, обуви, аксессуаров. А мизерные скидки не могут по-настоящему заинтересовать покупателей. Другое дело, если бы цены снижались не на 20, а на 40 или даже 60%. Наверное, в таком случае сбылась бы мечта не только покупателей и продавцов, но и производителей, которые мечтают разгрузить склады.

Может, существуют определенные сложности сделать скидки выгодными для всех?

— У каждого свой расчет. Покупатели стремятся купить качественный товар как можно дешевле. Продавцам же приходится решать свою дилемму: как, сбрасывая цену, избежать излишней расточительности и в то же время привлечь покупателей выгодными ценами, — объясняет начальник отдела цен управления экономики, финансов и цен Министерства торговли Анжелика Боложинская. — Если же продавец захочет с выгодой для себя и покупателя продать залежавшийся товар, то для этого существует масса возможностей. К примеру, некоторые сетевики давно практикуют временные скидки на кулинарную продукцию. К концу рабочего дня — после 21.00 — такие продукты удешевляют на треть. Государственные магазины делают скидку либо в рамках торговой надбавки, либо вместе с производителем, что оговаривается в договоре на поставку продукции.

Что касается заграничных тотальных распродаж, или “черных пятниц”, специалист пояснила: эффект ошеломительных скидок достигается тем, что в начале сезона продаж (как правило, на пике спроса) цены на товары устанавливаются на порядок выше, чем они реально стоят. В этот период совершают покупки люди с достатком, которые готовы переплачивать за то, чтобы оказаться в числе первых обладателей новомодного гаджета или телевизора. А потом, по мере снижения цен, это могут позволить себе и все остальные.

— В наших же магазинах скидки меньше, но и первоначальная цена на товар не завышается, — говорит Анжелика Боложинская. — Тем не менее я считаю, что механизм скидок все же нужно совершенствовать. Скидки дарят покупателям положительные эмоции, порождают здоровую конкуренцию между магазинами. А для производителей это еще одна возможность оставить о своей продукции приятное впечатление.

zaxarova@sb.by

Автор публикации:
Оксана ЗАХАРОВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.