Проехал я неделю назад по автобусному маршруту Минск — Мир — Кореличи — Новогрудок — Дятлово. Настоящая зима, обнаружившаяся было в полусотне километров от минской кольцевой, постепенно сошла на нет. Картинно-запорошенные деревья промелькнули и закончились, начались слякоть и гололед. Но вот что радовало: врасплох эти капризы природы местных коммунальщиков не застали. Площадки у автостанций и на главных улицах райцентров были посыпаны песком.
Наблюдал я за работой коллег неспроста. Зима нынче такая, что “скользкая тема” опять стала скользкой для нашего брата. Особенно на всевозможных перепадах высот. Позвонила недавно минчанка с имеющей крутой уклон улицы Короля. Говорит, что если у людных мест — аптеки, общежития — площадки стараются посыпать песком, то на основном протяжении тротуары довольно опасны. А ведь так и до беды недалеко.
Минчане постарше, наверное, помнят, как в 1970-е годы в сквере у Купаловского театра приложился лицом о землю один из членов ЦК. После этого скользкие плиты заменили на более “проходимые” всего за одну ночь. Лет 10 назад на каком-то зимнем массовом мероприятии не смог удержаться на ногах тогдашний председатель Мингорисполкома. Учиненный им разгром многие коммунальщики помнят и сегодня. Тогда же был составлен список наиболее травмоопасных в зимний период минских улиц.
Но зачем же дожидаться падений, ушибов, травм и прочих прелестей “схода с рельсов”? Впрочем, причина мне видится совсем не в том, что дворники бездействуют. А в том, что нерасторопны, скорее, наука и производители стройматериалов. В свое время много жалоб было на борьбу с гололедицей посредством соляных смесей. Дескать, и автомобили соль портит, и обувь от нее страдает. Но именно соль за час растапливала основной объем ледовой корки на тротуарах и проезжей части. Прочел как-то, что даже в крупном американском городе Бостоне ею тротуары посыпают. А в магазинах продаются специальные мешочки вроде бахил — чтобы обувь при этом не портилась. Ну разве не решение проблемы? А если уж отказались от соли вовсе — дайте коммунальщикам что-то другое взамен, товарищи ученые. Ведь ломом и скребком весь лед не передолбишь, уж поверьте.
Еще одна напасть — некоторые строительные материалы. В наших городах тротуары порой выкладываются плиткой, вполне безобидной летом и крайне скользкой зимой. А подходы к какому-нибудь магазину или банку могут и вовсе быть выложены мрамором, который и летом, как каток. Похожая картина нередко встречается и в модернизированных подземных переходах. Словом, на коммунальщиков надейся, а сам не плошай. А у вас “устойчивые” предложения имеются? Звоните, пишите: 287-16-24, osipov@sb.by (с пометкой “Семенычу”).
Искренне ваш заслуженный работник ЖЭСа Семеныч