Мир изменился. Мы уже не можем просто отгородиться от людей других культур и национальностей. Мы много путешествуем, принимаем гостей, новости летят к нам из самых отдаленных уголков планеты. Один старичок советовал мне: никогда не разговаривай с католиками и ни в коем случае не заходи в костел — страшный грех! Но разве мы можем сегодня себе это позволить?
Вы не разговариваете с католиками? Они разговаривают с вами — через книги, кино и просто как соседи по дому, работе, учебе, а порой и как родственники. Нельзя заходить в костел? Не пойму вас, если вы окажетесь в Париже и не зайдете в собор Парижской Богоматери или, отправившись в Бари, не помолитесь в католическом храме у мощей святителя Николая. И нам даже разрешат отслужить православную литургию у его мощей, хотя трудно представить, чтобы мы позволили католикам отслужить мессу у мощей преподобного Серафима. Мы подозреваем. Отчего это? От многовековой привычки к изоляции, от отсутствия опыта общения, от испуга перед неизвестным. Мы в этом и не виноваты. Уж очень сложная и трагичная история была у нашего народа и церкви — войны, конфликты, расколы…
Читаешь биографии протагонистов нашей истории — такие симпатичные и интересные люди, умные — что же вы так бранились, зачем было пролито столько крови, ради чего эти раздоры, споры и сражения? Как могло случиться, чтобы в христианской Европе, казалось, в самый просвещенный век, в столетие свобод и научных прорывов две самые страшные войны в истории человечества поглотили миллионы человеческих жизней?
Умнейшие люди мучаются этим вопросом. Вся литература “потерянного поколения”, мыслители и художники послевоенной поры истязали мысль этой загадкой. И не только художники, но и молитвенники. Есть такие люди — гении молитвы, праведники и богоносцы, и я думаю, основатель христианской экуменической общины Тэзе, что в Бургундии, брат Роже — из их числа.
Он родился в 1915 году. Отец — протестант, мама — католичка. С детства Роже стал свидетелем необъяснимой для чистого сердца склонности людей к разделениям и распрям. Зачем они ссорятся, почему ненавидят друг друга? Как ненависть привела хороших и грамотных людей к фашизму, к унижению целых наций, к истреблению миллионов? Брат Роже, будучи очень образованным человеком, не стал писать книг или пьес, чтобы ответить на эти вопросы. Он был святым практиком. Он просто принялся мирить людей, учить их дружить. Вот такой простой и наивный ответ. Какое-то немыслимое для ХХ века юродство! Но именно этот ответ и создал общину Тэзе, движение, которое теперь широко известно во всем мире.
Самое сердце богословия Тэзе — это служение примирения, идея, высказанная еще апостолом Павлом, который верил, что именно в служении примирения вся соль христианского благовестия: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения” (2 Кор 5:17—19).
Христианский мир расколот и тонет во вражде и взаимных обвинениях. Мы не можем вместе молиться, вместе служить литургию — слишком много накопилось за века различий и недоумений: разный обряд, непонятные обычаи, сложные календари и просто привычка видеть в другом чужака и соперника. Как же нам, христианам, освящать этот мир, делать его добрее, когда даже между собой мы не умеем и не хотим примириться?
Нам есть чему учиться у других. Есть и чем поделиться. Только пора отвыкать от изоляции, испуга и самомнения. Мы должны осознать, что служение примирения — обязанность каждого христианина. Пусть наши церкви разделены, народы недоверчивы, политики упражняются в ненависти. Мы просто обречены на этот труд — доверия, примирения, молитвы — хотя бы среди друзей и близких, знакомых, соседей, пусть другой веры, другой национальности. Подлинная доброта — самое сильное лекарство для истерзанных душ.
Архимандрит
Савва Мажуко