Снег в большом городе

Нечаянно подслушанный диалог:





— И это называется почистили снег?!





— Дорожники еще не проснулись…





Многочисленные посты в социальных сетях: “Опять забыли предупредить дорожников о наступлении зимы?”, “Видимо,вся дорожная техника чистит одну улицу, про остальные забыли…”, “Зима, как всегда, наступила неожиданно для наших коммунальщиков. 12 января — и неожиданно, ага…”.

Циклон с женским именем “Даниэлла” заявился во всеоружии — его снежные пушки стреляли не холостыми зарядами. Минск он начал атаковать, пока еще люди спали. Утром многие автомобилисты не смогли выехать с парковочных мест. Общественный транспорт оказался переполненным, буксовал. 

Я наблюдал за происходящим из кабины комплексной дорожной машины “Ремавтодора” Фрунзенского района, за которой “елочкой” двигались еще два таких же МАЗа со снегоуборочными агрегатами. За рулем — Сергей Прохоров, он крутит баранку уже почти четверть века. Бригада сменила своих коллег в восемь утра, ее “вахта” продлится следующие 12 часов.

— У нас тут вроде как военное положение, остановки только для дозаправки, а еще 20-минутный перерыв на обед здесь же, в кабине, — поясняет Сергей.

Выезжаем на улицу Лобанка. Перед нашей колонной движется патрульная машина ГАИ с проблесковыми маячками. На каждом перекрестке инженер по организации дорожного движения Анатолий Захаров надрывается в мегафон:

— Отойдите от края проезжей части! Не начинайте движение, пока не пройдет колонна техники!..

Многие водители воспринимают просьбы уступить дорогу снегоуборочной машине

как личное оскорбление.

Эти стандартные команды то и дело разбавляются другими:

— Водитель “Мерседеса”, вы вообще слышите сирену? Водитель “Газели”, проезжайте быстрее, не вклинивайтесь между грузовиками… Пешеход, зачем вы под колеса бросаетесь?..

Сергей Прохоров в очередной раз бьет по тормозам, нелестно отзываясь о “водятле”, который влез между патрульной машиной и его МАЗом с широким плугом. Объясняет, что после полной остановки придется сдавать назад и с разгона штурмовать препятствие в виде собранного плугом снега. Иначе грузовик будет просто “шлифовать” на месте. А ведь сзади движутся коллеги.

Задача колонны — максимально расширить проезжую часть. Снег просто сгребается на обочины дорог. Грязно-белые валы растут на глазах, а на проезжей части, кажется, снега меньше не становится — небо, как прорвало. Провокационный вопрос:

— Зачем убирать снег, если через полчаса все засыплет опять?

Ехидный ответ:

— Зачем утром умываться, если вечером все равно спать ложиться?..

Зеленая зона — временное пристанище снега.

Скоро его вывезут на специальный полигон.

На обочине возле попавшего в снежный плен автомобиля суетится водитель. Уже очищены окна, почти прокопан проезд к дороге. Плуги колонны сводят все его старания на нет — перед ним вновь вырастает снежный вал. Он в отчаянии бросает лопату.

— Зачем же так?

— Просили же заранее не пользоваться личными машинами, не мешать уборке снега. Мы стараемся для большинства, для тех, кто сейчас автобус или троллейбус ждет.

Вот и автобус. Он наглухо “сел” на остановке, водитель орудует лопатой. Сергей останавливается, сыплет из кузова песок под колеса автобусу. Но вместо благодарности — упрек водителя автобуса:

— Где вы раньше были?! Пропадаете неизвестно где…

Сергей только руками развел. Едем дальше. К ругани ему не привыкать. Объясняет общую озлобленность плохой погодой.

— В нашем районе 152 улицы и 291 остановочный пункт. Вот там и пропадаем…

В этот день “снежный” автопарк “Ремавтодора” Фрунзенского района полностью опустел: 15 комплексных дорожных машин, 10 тракторов-щеток, 2 грейдера, 5 погрузчиков, 4 бульдозера, 5 солеразбрасывателей и шнеко-роторная машина — вся техника была на дорогах.

Нам навстречу движется грейдер, за ним — оранжевый “Урал” с ротором, лихо мечущий снег в сторону зеленой зоны. Он ловко увиливает от припаркованной машины, перед остановкой глушит ротор, чтобы не забросать людей снегом и льдом. После “Урала” на дороге чисто, но снегопад вновь делает свое “белое дело”.

Сергей Прохоров поясняет, что на эту улицу колонна вернется за день еще не раз. Так и будет курсировать по заданному маршруту, пока стихия не успокоится.

И вновь ситуация: между снегоуборочными машинами втискивается малолитражка. На перекрестке светофор пламенеет красным, законопослушный водитель притормаживает, не осознавая, что колонна в сопровождении ГАИ должна двигаться дальше. Истеричные гудки клаксонов, словесная перепалка, малолитражка вынуждена ретироваться в сугроб, откуда уже вряд ли выедет.

— Вот более-менее адекватный водила, — одобряет Сергей. — Но таких, по самым оптимистичным оценкам, процентов сорок. Недавно патрульная машина перекрыла движение на перекрестке, давая нам возможность развернуться. Таксист же как летел на свой зеленый свет, так и воткнулся мне в плуг. А я еще и виноватым оказался…

Дорожная обстановка действительно напряженная. Водители нервничают, нарушают правила, мешают коммунальщикам. Пешеходы не отстают. Некоторым принципиально надо пробежать по зебре прямо перед грузовиком, а как же, ведь у пешехода приоритет! Сергей вновь жмет на тормоз, высовывается в форточку, объясняется с пешеходом. Тот лишь крутит пальцем у виска. А нам вновь тормозить всю колонну, разгоняться, чтобы сдвинуть с места тонну собранного плугом снега. Не получается, буксуем. Подъезжает следующий в кильватере МАЗ, упирается в отбойник, подталкивает. Трогаемся. До следующего остановочного пункта, где беспомощно барахтается троллейбус…

Колонна тормозит возле “Евроопта”, водители бегут в магазин, покупают продукты, едят прямо в кабинах. На отдых 20 минут, затем до 20.00 вновь расчистка дороги. А снег продолжает падать, моментально маскируя результаты труда дорожников. Автомобилисты орут. Пешеходы обвиняют коммунальщиков в нерасторопности. Комментаторы в соцсетях изощряются в острословии, не осознавая элементарное: без работы уборщиков снега ни один автомобиль не смог бы даже со двора выехать, а весь общественный транспорт так и остался бы в депо. Впрочем, немало и других примеров. В интернете тут же образовались волонтерские службы помощи, многие водители охотно помогали друг другу, а сотни людей добровольно вооружились лопатами, чтобы подсобить дворникам и, разумеется, самим же себе. А вы к какому “лагерю” примкнули?

muravsky@sb.by

Автор публикации:
Сергей МУРАВСКИЙ

Автор фотографии:
Сергей ЛОЗЮК

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.