Эта новость ввергает в шок: почти 80% автокресел, продающихся в России, не просто бесполезны, а даже опасны. Но именно таким экземплярам отдает предпочтение потребитель: так дешевле. Соседи уже задумались о том, как навести на рынке порядок и запретить продавать низкокачественные изделия. Тем временем правило о перевозке маленьких пассажиров с использованием детских удерживающих устройств действует и у нас. Как наши водители его соблюдают? И легко ли у нас нарваться на небезопасный товар?
Будний день, на часах 7.45. Вместе со старшим инспектором по агитации и пропаганде ОГАИ Минского района Екатериной Сильченко подъезжаем к средней школе в агрогородке Крупица Минского района. То и дело останавливаются машины: родители подвозят малышей.
Размещаемся на стоянке у школы. Первый нарушитель не заставляет долго себя ждать — из-за поворота выруливает “Пежо”, ребенок лет семи сидит на переднем сиденье. По правилам это возможно только с 12 лет.
— Мы вот только из дворов выехали, — сразу начинает оправдываться водитель. — Три метра проехали!
— Почему не посадили ребенка сзади?
— Так там занято, — водитель кивает на коробки. — Вон, посмотрите, и автокресло есть.
Ребенка отправляем в школу, а вот родителю придется задержаться: ему выписывают штраф 0,5 базовой величины — сегодня это 10,5 рубля.
— Это потому, что в первый раз, — объясняет старший инспектор ДПС ОГАИ Минского района Сергей Вершило. — Вообще, в небольших населенных пунктах такое встречается. Пеняют на то, что ехать нужно совсем немного.
Вскоре появляется еще один беспечный родитель. В сером “Форде” пристегнут разве что водитель. Женщина на переднем пассажирском сиденье, завидев инспекторов, спешно тянется за ремнем безопасности. А вот двух маленьких пассажиров на заднем сиденье пристегнуть некому.
Сергей Вершило подходит к водителю. Выясняется, что ко всему прочему у него еще не пройден техосмотр.
— Начальник, машина не моя… — вяло пытается объяснить просроченный техосмотр водитель. Зато по поводу перевозки детей он настроен воинственно: — Дети сидят в бустере!
Оказывается, что бустеры действительно есть — это специальные сиденья, предназначенные увеличить рост ребенка. Только вот закреплены приспособления неверно: ремнями безопасности пристегнут не ребенок, а “сидушка”. А значит, проку в ней нет и дети — шести и четырех лет — ничем не защищены. Интересуюсь, почему водитель предпочел бустер автокреслу:
— Уже точно не помню, у меня машина другая, вроде смотрели, чтобы по габаритам удобно было. Выбирали, ориентируясь на размеры ребенка и стоимость.
Екатерина Сильченко объясняет: наличие удерживающих устройств для перевозки детей в возрасте до 12 лет и ростом менее 150 сантиметров у нас обязательно. Без автокресла с ребенком можно ехать лишь в такси. Если правило нарушено, предусмотрен штраф — до 4 базовых величин, нарушение повторно в течение года — от 2 до 8 базовых величин. Однако и это не всегда останавливает нерадивых родителей: с начала года в Минском районе выявлено более 940 правонарушений по перевозке детей, за это время в 19 ДТП пострадал 21 ребенок — 1 погиб, 20 получили травмы.
Купить детское удерживающее устройство сегодня несложно. Магазины предлагают тысячи вариантов. Начать можно с традиционных автокресел и автолюлек (для детей от 0 до полугода) — это, правда, самый дорогой вариант. Он обойдется примерно от 60 до 1000 рублей — зависит не только от качества, но и от параметров ребенка (есть пять групп, деление по росту и весу малыша). Стоимость бэушного автокресла стартует примерно от 15 рублей.
На втором месте по цене после автокресел — бустер. Его можно купить по цене от 30 до 150 рублей. Такой вариант лучше предпочесть для детей постарше — хотя бы от 6 лет, считает эксперт рынка детских кресел Александр Никитенко:
— В отличие от автокресла в бустере нет спинки с боковой поддержкой и ударопоглощающими вставками, отсутствует подголовник. Однако, если бустер установлен правильно, смысл в нем, безусловно, есть — можно правильно закрепить штатный ремень безопасности.
Самые дешевые варианты — бескаркасные автокресла и стяжки, или адаптеры ремней безопасности. Первые у нас можно купить от 30 рублей, а на китайских сайтах — в районе 10 долларов, стяжка обойдется от 20 рублей. Однако в отношении таких приспособлений Александр Никитенко настроен скептически:
— Их единственное предназначение — “обезопасить” не ребенка от увечий, а родителя от штрафа. Чтобы убедиться в бесполезности стяжек и бескаркасников, достаточно посмотреть результаты краш-тестов. Только пару замечаний: нет защиты от боковых ударов, лямки штатного ремня зачастую перемещаются на живот (и это видно даже на рекламных фото!) — а он должен быть строго на поясе по бедрам, иначе в случае удара можно получить серьезные повреждения внутренних органов.
К слову, как раз стяжки и бескаркасные автокресла стали одним из поводов для разбирательств в России. Формально запрещать их к продаже поводов нет — зачастую такой товар сертифицирован. Другой вопрос, что в России получить сертификат можно и без испытаний. Парадокс: фирм, которые предоставляют производителям услуги сертификации, — несколько десятков, а испытательных лабораторий по факту только две. Замдиректора одной из них — Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института — Денис Загарин отмечает: “Около 30—40% продаваемых кресел проходят испытания честно, остальное сертифицируется непонятно как”. Сейчас ряд российских ведомств разработал программу запрета производства и импорта опасных детских удерживающих устройств.
Управляющий ООО “Сертификатбай” Андрей Щербаков говорит:
— В Беларуси сертификация детских удерживающих устройств проводится на основании иностранных доказательств, то есть должно быть признано соответствие стандартам ЕЭК ООН № 44. Один из последних примеров — наш предприниматель ввез автокресла и прошел сертификацию на основании результатов нидерландской испытательной лаборатории. Хотя пока большинство все же работает по российским документам. Думаю, выбирая автокресло, следует отдавать предпочтение тем, что имеют документы, оформленные в Беларуси, и европейскую маркировку ECE R44. Обратите внимание: цифры 01, 02, 03, 04 (например, ECE 44/01) означают версию стандарта сертификата безопасности. Чем больше число, тем новее и требовательнее норматив. Также на маркировке будет изображена буква Е в кружочке, рядом с ней тоже будет цифра — она обозначает страну, где проводились испытания: 1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 9 — Испания. Я советовал бы выбирать Германию и ECE 44/04.
По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских автокресел снижает летальные последствия для младенцев на 71%, среди детей постарше — на 54%. Однако вряд ли эта статистика верна, если речь идет о дешевых аналогах
БУДЬ В КУРСЕ
Инна Вусько, представитель Белорусского клуба автомототуризма:
— Даже качественное кресло может стать бесполезным, если оно неправильно установлено. Взять, к примеру, автолюльку. Если она крепится на переднем сиденье автомобиля, нужно отключить подушки безопасности и разместить ее спиной к приборной панели. Проверять правильность закрепления вряд ли кто-то будет, это на совести мамы и папы. Но ведь речь идет о безопасности: автокресло может спасти жизнь ребенку или уберечь от серьезных травм.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Валерия ГАВРУШЕВА
Автор фотографии:
БЕЛТА