Пoчeму у нaшиx прoизвoдитeлeй oдeжды, ee прoдaвцoв и пoкупaтeлeй никaк нe склaдывaeтся любoвный трeугoльник
…В oдниx мaгaзинax мoдeли уxoдят нa “урa”, a в другиx зaлeживaются мeсяцaми.
Извeстный зaрубeжный мoдeльeр рaзрaбoтaл фaсoн oдeжды будущeгo: стильныe кaрдигaны имeют oтдeлку в видe… сoлнeчныx бaтaрeй. Умнaя oдeжкa oбoгрeвaeт xoзяинa и рaбoтaeт кaк зaряднoe устрoйствo для смaртфoнa. Пoнятнo, чтo тaкиe иннoвaции пoкa нe для мaссoвoгo пoкупaтeля. Критeриями в выбoрe прeдмeтoв гaрдeрoбa для бoльшинствa из нaс пo-прeжнeму являются качество изделия, его практичность, демократичная цена. Ну и, разумеется, фасон. Легко ли отыскать в наших магазинах то, что отвечает таким требованиям?
Решив обновить гардероб к весне, в минувшие выходные я отправилась по минским магазинам. Первое, что отметила, посетив некоторые из них, — в отделах одежды стало многолюднее, чем раньше. То ли приближающаяся весна, как и для меня, стала стимулом для шопинга, то ли покупатели с опустевших рынков переметнулись в торговые залы?
Присматриваюсь к ассортименту одного из брендовых бутиков, где со скидкой можно купить наряд минувших сезонов от кутюр. Комплект — шорты и майка — оценивается в 800 тысяч рублей. Для пляжной одежды пока явно не сезон, поэтому присматриваюсь к более теплым вещам. Свитер из ангорской шерсти — 2 миллиона, джинсы 700 тысяч, укороченный плащ — 5 миллионов. Выбор для тех, кто готов переплачивать за именной “прикид”, кое-какой имеется. Я же решила поискать более доступные варианты в ближайшем универмаге.
В секции женской одежды ЦУМа на самом видном месте представлена продукция известной зарубежной марки. Ровными рядами сложены свитера и блузки. Шелковая кофточка стоит 1 миллион 300 тысяч рублей, платье — 2 миллиона 700. Взглянув на ценник, покупательница вернула на место приглянувшийся ей кардиган со словами:
— Если к нему подобрать брюки и блузку, то за весь комплект придется выложить целое состояние!..
Продукция белорусских производителей продается по вполне демократичным ценам, причем некоторые модели не хуже импортных.
Но, чтобы рассмотреть поближе приглянувшуюся вещь, приходится с трудом извлекать ее из плотных рядов одежды, среди которой немало морально устаревшей. Недостаточно и льняных изделий. Зато фишка белорусских производителей — трикотаж — занимает треть зала.
Хлопковую водолазку можно купить за 240 тысяч рублей, шерстяную жилетку — за 340 тысяч, бежевый пуловер из вискозы — за 400 тысяч. На последнем я и остановила свой выбор. У кассы обратила внимание, что с обновками уходят единичные покупатели. И это при том, что продавцы заботливо помогают подобрать подходящие модели, советуют, подсказывают.
Наблюдая за этим процессом, невольно приходишь к мысли: а не слишком ли мы придираемся к продукции отечественного легпрома? Ведь косметика, белье, игрушки, ковры и посуда от белорусских производителей идут нарасхват, хотя рядом представлены и импортные аналоги. Что же не так с одеждой?
В концерне “Беллегпром” считают, что такое отношение к продукции отечественных швейников заведомо неоправданно. И в немалой степени этому способствует сформировавшееся в годы дефицита стереотипное мышление некоторых потребителей, по-прежнему считающих, что импортное лучше отечественного.
— Мы постоянно изучаем потребительский спрос и делаем соответствующие выводы, — говорит начальник управления организации торговли концерна “Беллегпром” Светлана Кахро. — Не раз обращали внимание и на такой факт: порой продажа одинаковых по фасону швейных изделий в разных магазинах заметно отличается. В одной торговой точке модели словно ветром сметает с прилавка, в другой они залеживаются месяцами. При выявлении таких фактов наши специалисты стараются реагировать оперативно: где-то изымают остатки, где-то, наоборот, пополняют ассортимент. На предприятиях “Беллегпрома” сегодня многое делается для того, чтобы наша продукция была современной, красивой, качественной. Но и работникам торговли следует продумать, как умело распорядиться нашими товарами, эффектно их представить в торговых залах и на прилавках.
У тех, кто продает одежду, свои претензии к работе производителей. Работники торговли считают, что хотя из года в год качество швейных изделий и улучшается, все еще есть немало вопросов к производителям одежды.
— Большинство покупателей, независимо от того, какой у человека вес или фигура, желают красиво одеваться. Хотелось бы, чтобы предприятия “Беллегпрома” разрабатывали больше стильных моделей и для клиентов, чей размер перешагнул за 64-й, — высказывает пожелание заместитель директора магазина “Богатырь” Валентина Черникова. — Нам нужны разнообразные изделия, по несколько единиц. А это не всегда выгодно крупным предприятиям. Поэтому дополняем ассортимент продукцией частных мастеров.
Та же проблема и у предпринимателя Елены Козелько, которая торгует белорусской одеждой на минском “Западном рынке”:
— Продаю не первый год брюки, пиджаки, блузки от гродненских частников. Брала бы одежду и у производителей белорусского лег-прома, но не могу позволить себе сразу оплатить большие партии товара. Покупателей на рынке единицы. А тот, кто решается на покупку, придирчиво выбирает вещи, долго приценивается, угодить бывает очень сложно.
Модельер Инна Гончар отмечает, что в коллекциях, представленных в наших универмагах, маловато одежды из натуральных тканей, в частности, изо льна и хлопка, ей не хватает в оформлении яркости и колорита.
Все, с кем доводилось беседовать на эту тему, сходятся в одном: такие проблемы замалчивать не стоит. Их надо решать, пусть и постепенно, но это откроет новые возможности не только перед производителями и торговлей, а прежде всего перед покупателями.
zaxarova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор публикации:
Оксана ЗАХАРОВА
Автор фотографии:
Владимир ШЛАПАК