В диалоге рождается истина

Парламентские выборы в нашей стране проходили под пристальным взором международных наблюдателей. Всего их приехало к нам около 830 человек и почти половина из них представляли миссии БДИПЧ ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы. Такое внимание к избирательной кампании со стороны западных наблюдателей изначально было прогнозируемым. И дело не только в том, что международный фактор всегда был важным компонентом на любых выборах, а парламентарии выполняют еще и роль дипломатов, налаживая и продвигая контакты с другими странами. 



Но специфика нынешних выборов еще и в том, что от оценок и выводов наблюдателей во многом будут зависеть дальнейшие отношения Беларуси и Запада. Вокруг них было много дискуссий. 



В целом их суть можно свести к главному вопросу: что в наибольшей степени определяет уровень взаимоотношений между странами — политика или экономика? И что все-таки должно находиться в основе диалога Беларуси и ЕС? 

В поисках взаимопонимания

Евгений Прейгерман, эксперт “Либерального клуба”

Для стран Запада важно, чтобы выборы в Беларуси проходили в соответствии с демократическими нормами. Для нас же существенно, чтобы после очередных выборов в отношениях с Западом не происходило новых спадов и конфликтов. Именно поэтому официальный Минск пригласил для наблюдения за выборами большую группу наблюдателей, а иностранные государства и международные организации в свою очередь с интересом откликнулись на это приглашение. 

К слову, далеко не только западные государства прислали своих наблюдателей. Однако именно они придавали наблюдению особое значение. Объяснить это можно несколькими обстоятельствами.

Во-первых, проблемой наших отношений с ЕС и США является пока еще сохраняющееся взаимное недоверие. И хотя в последние годы пройден значительный путь по восстановлению нормальной коммуникации и выстраиванию фундамента доверительных отношений, нужны еще время и прогресс по ряду вопросов.

Во-вторых, именно проблематика избирательного процесса традиционно является камнем преткновения в отношениях Минска с Брюсселем и Вашингтоном. И связано это не только с собственно белорусской ситуацией, но и с особенностями исторического этапа развития, на котором находятся сами страны Запада.

Как и у отдельно взятого человека, так и в конкретном обществе и государстве складывается своя иерархия ценностей. И там и там действуют законы известной пирамиды потребностей Маслоу. По мере насыщения базовых потребностей фокус смещается на потребности более высокого порядка. 

От степени и уровня насыщения потребностей человека зависит его общее состояние, мировоззрение. То же самое и на глобальном уровне. Чем благополучнее страны, тем более высокого порядка ценности формируют в них общественно-политический дискурс и соответственно обрамляют картину мира у большинства граждан.

Это, казалось бы, банальное наблюдение очень важно для понимания внешней и внутренней политики государств. Прожив несколько десятилетий без существенных угроз безопасности и в условиях хорошо функционирующей экономики, страны Запада видят мир иначе, нежели менее экономически благополучные и безопасные страны. В результате ценности высокого порядка — демократия, свобода слова, собраний, верховенство закона и так далее там оказываются в центре общественно-политической повестки дня.

Иерархия ценностей, а вернее, ее интерпретация, все чаще становится поводом и причиной международных разногласий и конфликтов. Не все, конечно, с этим согласятся. Например, распространена точка зрения о том, что за риторикой о правах человека и демократии скрывается не что иное, как прагматичный интерес. Часто можно услышать обвинения в адрес западных государств, что они просто умело используют гуманитарные ценности как инструмент продвижения своих интересов на международной арене.

Во многом тут можно согласиться. Международные отношения всегда были, есть и будут сферой соприкосновения рациональных акторов (прежде всего, государств), которые используют все доступные им средства для максимизации собственной выгоды. Если раньше главную роль в отношениях между государствами играла прямая сила, то сегодня применяются значительно менее прямолинейные и более мягкие средства. Однако при этом все более значимую роль в современных отношениях между странами играют факторы их внутренней жизни. Например, правительствам становится все сложнее игнорировать общественное мнение. А законы иерархии ценностей как раз общественное мнение и формируют.

Именно это происходит и в наших отношениях с Западом, в частности с Европейским союзом. Восприятие Беларуси с точки зрения европейских ценностей всегда доминировало в столицах и институтах ЕС. Кризис в Украине частично вернул на повестку дня ЕС базовые ценности, что сказалось и на линии Брюсселя в отношении Беларуси. Однако общественное мнение в ЕС и дальше будет требовать от своих политиков и дипломатов продвижения европейских ценностей.

Обижаться или злиться на это бессмысленно. Таков закон иерархии ценностей. Поэтому важно понять своих международных партнеров, требования, которые к ним предъявляют собственные граждане, и принять это как данность. Понять и принять, разумеется, не значит “плясать под чужую дудку”. Понимание партнера, его истинных целей, интересов и ограничений — это необходимое условие рациональной политики, которая позволяет эффективно добиваться собственных целей. При таком подходе европейские ценности должны быть не преградой, а помощником для дальнейшего развития наших отношений с Западом. 

Политика реальных действий

Валентин Стариченок, историк

Перспективы сотрудничества с Западом связаны с оживлением белорусской экономики, инвестициями и новыми рабочими местами. В целом страны Евросоюза заинтересованы в диалоге с Минском. Только за лето и первые дни сентября этого года белорусская сторона встретилась с представителями из Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Ирландии, Латвии, Польши, Португалии, Словении. Все эти страны выступали за усиление торгово-экономического сотрудничества, говорили о складывающемся между Беларусью и Западом благоприятном экономическом климате и предлагали нарастить деловые связи с Минском. Выросла и активность Европейского банка реконструкции и развития, который недавно утвердил новую стратегию в отношении Беларуси, выразив готовность помочь в развитии частного сектора и обозначив свои инвестиционные приоритеты в нашей стране. 

Чем же мы привлекательны для инвесторов? В стране сохранились производственная база, без которой бессмысленно строить эффективные экономические проекты, мощный научный потенциал, инфраструктура, сплоченные трудовые ресурсы. В то же время и Запад нам крайне интересен. Так как он находится в авангарде мировой экономики, то надо перенимать позитивный опыт рациональной и эффективной ее организации. И совместные белорусско-европейские проекты только помогут этому делу. 

На фоне украинской трагедии Беларусь также показала себя с выгодной стороны. Во-первых, она продемонстрировала, что способна обеспечить порядок на собственной территории и гарантировать защиту от вмешательства извне. С учетом конфликта в Украине, сложностей с мигрантами в ЕС, всплеском терроризма порядок и умение защитить собственных граждан стали важным преимуществом и критерием успешности той или иной политической модели. Во-вторых, призывая международное сообщество к диалогу и мирному разрешению конфликтов, наша страна доказала свою последовательность в укреплении мира и безопасности. В-третьих, Беларусь смогла стать посредником в урегулировании международных проблем и обеспечить переговорную площадку всем заинтересованным сторонам. 

Если преимущества экономического сотрудничества очевидны как для Брюсселя, так и для Минска, то далеко не все так просто в отношении политики. Наша страна испытывает постоянное давление Евросоюза, который систематически призывает к изменению политического ландшафта и открыто поддерживает те силы, которые настроены на решительные действия. Отсюда и негативная кампания в отношении Белорусской АЭС. 

В позиции Запада имеется определенная противоречивость. Ведь именно выстроенная нашим Президентом политическая система стала символом порядка и стабильности. Конечно, относиться к этой системе можно по-разному. Однако наивно полагать, что предлагаемые Западом рецепты являются панацеей от всех бед и мгновенно решат имеющиеся проблемы. Вспомним 1990-е годы, когда эталоном считалась либеральная модель, предложенная зарубежными политтехнологами. От последствий безоглядного заимствования чужого опыта страны постсоветского пространства не могут оправиться до сих пор. Этот эксперимент дорого обошелся и Югославии, так как после форсированной демократизации Боснии и Герцеговины, Сербии и Косово эти государства оказались на обочине европейского мира и превратились в беднейшие страны Европы. 

Экономика и политика сегодня настолько переплетены, что очевидным выгодам экономического сотрудничества зачастую мешают политические условия. На фоне конфронтации Запада с Россией многие подозревают Запад в недобрых намерениях, неискренности и желании разрушить союз Беларуси и России. В этом противостоянии Беларусь не собирается быть разменной монетой. Поэтому прагматика нашей экономики определяется максимальным расширением торговых связей как на Западе (ЕС), так и на Востоке (ЕАЭС). А прямая задача избранных народом парламентариев — обеспечить условия для успешной реализации сформированной повестки дня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.