Вспомнить все

Американские нейробиологи из Бард-колледжа (штат Нью-Йорк) установили, что сознательное подавление воспоминаний негативно отражается на состоянии памяти и может стать причиной серьезных проблем. Решение о том, какую информацию хранить, а от какой избавляться, мозг должен принимать самостоятельно, предупреждают специалисты. И, надо сказать, он с этой задачей прекрасно справляется.


В  повседневной жизни мы совершенно не задумываемся, что представляет собой наша память. Вся информация, которая хранится у нас в голове, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее “аппарат” памяти крайне сложен, его механизмы до конца еще не изучены. Пройдемся хотя бы по научно подтвержденным фактам.

Итак, в мозге имеется огромное количество нервных окончаний — нейронов, которые соединены между собой нейронными связями. Считается, что они-то и заключают в себе память — накопленный жизненный опыт. По мере взросления человека количество нейронных связей увеличивается. Например, у маленького ребенка они практически отсутствуют и начинают формироваться только в процессе познания окружающего мира.

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. Первая позволяет запоминать сведения, необходимые только на данный момент. Но если информация является полезной, она переходит в долговременный вид памяти и сохраняется от нескольких дней до десятков лет, а то и всю оставшуюся жизнь.

Как и в компьютере, в головном мозге различные виды памяти хранятся на разных “устройствах”: кратковременная — в коре головного мозга, долговременная — в области, называемой гиппокамп. Однако даже ученые признают, что эта локализация весьма условная — в процессах прохождения нервного импульса задействован весь мозг. Поэтому часто наблюдается “эффект елочной гирлянды”, которая не будет работать, если не исправна хотя бы одна из последовательно соединенных лампочек. К примеру, если при здоровом гиппокампе у человека повреждена височная область с одной стороны, работа памяти значительно ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Нарушение памяти называется амнезия и может быть вызвано самыми различными причинами. Амнезия бывает антероградной — когда человек теряет способность образовывать новые воспоминания (не помнит, что делал буквально секунду назад) и ретроградной (не помнит давних событий). Самым распространенным является первый вариант. Но кинематографисты потчуют нас историями, когда герой или героиня после удара по голове не может вспомнить, кем он или она является. На самом деле такая явная ретроградная амнезия диагностируется крайне редко.

Кстати, казалось бы, полностью забытая из-за невостребованности информация никуда не исчезает, она просто становится “пассивной”. Вообще же, забывание относится к естественным процессам памяти и оберегает мозг от перегрузок. Помнить абсолютно все вредно. Это даже диагностируется как болезнь, которая называется гипертимезия. Встречается она крайне редко — на данный момент во всем мире ею страдает всего около 50 человек. Впервые этот недуг был диагностирован в 2000 году у американки Джилл Прайс (сейчас ей 50 лет). Свой “дар” она считает проклятием и говорит, что жить, помня абсолютно все, просто невыносимо.

Тем не менее феноменальная память (конечно, не в такой крайней форме, как у Джилл, которая может вспомнить любой день своей жизни по минутам) была присуща многим известным личностям. Например, римский философ Сенека мог повторить список из 2 тысяч абсолютно несвязанных между собой слов. Александр Македонский знал в лицо и по именам всех солдат своей армии, а это 30 тысяч человек! Наполеон Бонапарт читал с невообразимой для нормального человека скоростью — 2 тысячи слов в минуту. И при этом умудрялся запоминать и анализировать. Ученые утверждают, что объем памяти, как и размер головного мозга, у всех людей практически одинаков. Однако использовать ее возможности свыше среднестатистических 10% могут немногие. Почему — загадка. Существует теория, что в “закромах” нашей памяти хранятся самые невероятные знания, переданные нам предками. Просто мы пока не знаем, как эти области активировать.

Память, как и тело, нуждается в “физкультуре”. Ее нужно постоянно тренировать — читать интересные книги, беседовать с умными людьми, решать логические задачки. Самый простой и доступный способ — разгадывание кроссвордов.

Хотите верьте, хотите нет, но нейроны головного мозга тоже имеют свои слабости. Например, им очень нравится запах розмарина, который, кстати, улучшает память.

Предполагается, что память человека способна сохранять до 7 миллионов мегабайт информации. Это объем сведений, который не содержат даже крупнейшие библиотеки мира

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Из головы вылетело

Порой мы оказываемся не в состоянии припомнить какое-то элементарное слово. Но проблемы с памятью тут ни при чем — сбой дают каналы передачи. Дело в том, что сведения об одном и том же понятии хранятся в разных местах. Информация как бы дробится на несколько составных частей. За создание образа отвечает затылочный отдел мозга, за произношение — височные доли, а смысл “складируется” в гиппокампе. Когда вы хотите что-то сказать, мозг посылает импульс нейронам затылочного отдела, которые формируют образ. Дальше по цепочке импульс несет картинку в височную зону, где хранится информация о звучании слова. Затем на пути — лобные доли, где формируются команды артикуляции. Но если происходят сбои в передаче импульса (мало ли, в спешке свернул не туда — со всеми бывает), вы на какое-то время “зависаете” и щелкаете пальцами, не можете вспомнить какое-нибудь элементарное слово или фамилию знаменитой певицы. Ну как же ее?..

КОМПЕТЕНТНО

Светлана Пашкевич, заведующая лабораторией Института физиологии НАН, кандидат биологических наук:

— Изучением механизмов памяти ученые занимаются давно. Но до сих пор эта сфера полна загадок. Например, состояние покоя и позитивный настрой не так хорошо способствуют быстрому запоминанию, как состояние стресса, боли или угрозы жизни. Именно в последнем случае навык фиксируется в памяти “намертво”. Вполне логично возникает вопрос: может, это и есть самая лучшая методика обучения? Напугал, как следует, детишек в школе — и готово, урок усвоен. Но на самом деле “отрицательное подкрепление” важно только для отдельных случаев. Оптимальная же схема формирования долговременной памяти связана с постепенным запоминанием и анализом. Особенно это важно для развивающегося мозга. Именно поэтому в школьном обучении недопустимы никакие “кнуты” — только “пряники”.

Память обычного человека в состоянии хранить огромные объемы информации. Кто знает, что таится в ее глубине “на всякий случай”? В качестве классического примера можно привести обычный вопрос гуманитария: зачем учить физику и математику, если потом они не пригодятся? Ответ есть, и он удивит многих. Вы даже не представляете, что можете вспомнить при попадании в действительно критическую ситуацию — от навыков выживания в условиях дикой природы (возможно, вы когда-то просто краем глаза смотрели научно-популярные фильмы на Discovery Channel) до точных наук, которыми “сушили мозги” в школе. Можете не сомневаться, при необходимости вы просто возьмете с нужной полочки вашей портативной и очень компактной личной библиотеки, каковой и является память, необходимый справочник. И не исключено, что благодаря этому спасете не только свою жизнь, но и многие другие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Ольга БЕБЕНИНА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.