За две минуты до полудня

В любую погоду, при любых обстоятельствах, строго по времени гродненский трубач поднимается на пожарную каланчу, чтобы оповестить людей о том, что в городе все спокойно. 

Без трех минут двенадцать стою в самом “сердце” Гродно — возле пожарной каланчи у подножия Замковой горы. Жду того самого момента, прочувствовать который сюда собираются и гродненцы, и туристы из дальних стран. Секунды пробегают, и ровно за две минуты до полудня с высоты 27 метров над головами любопытствующих, над величавым старинным Гродно разносятся чистые звуки трубы. Едва мелодия растворяется в пространстве, как эстафету перехватывают старинные гродненские куранты на Фарном костеле, отбивающие полдень. Такая необычная красивая перекличка существует в городе над Неманом благодаря возрождению традиции пожарных: трубач играет на каланче, значит, в городе все спокойно.

Одна, две, пятьдесят, сто двадцать… Запыхавшись без тренировки, поднимаюсь по старинной винтовой лестнице вслед за почти взбегающим трубачом на святая святых местной пожарной службы. Замечу, что попасть сюда запросто нельзя. Эта культурологическая ценность, построенная в ХIX веке, является еще и режимным объектом, расположенным на территории действующей пожарной аварийно-спасательной части № 1.

— Вот это и есть мое рабочее место, — Дмитрий Кисель приглашает выйти на обзорную площадку. 

Осторожно пристраиваюсь к застывшему здесь манекену впередсмотрящего, силуэт которого созерцала много раз у подножия достопримечательности, и взору открывается потрясающая панорама.

— Такого Гродно я еще не видела! Самые красивые места — как на ладони, — впечатленно произношу, не в силах сдержать восторга. 

— Город в разные поры года совершенно разный: белоснежный, зеленый, серый, мокрый, но всегда изумительно красивый. Мне посчастливилось с высоты видеть эти перемены, — делится своими наблюдениями Дмитрий.

— А есть ли у трубача выходные?

— Практически нет, только на отпуск предусмотрена замена, а так в любую погоду, при любых обстоятельствах в одно и то же время я должен быть здесь. Поднимаюсь наверх с запасом в несколько минут, чтобы восстановить дыхание и настроить инструмент.

— Позволительна ли хоть небольшая погрешность по времени?

— Это зависит от точности хода гродненских курантов, на которые ориентируюсь. Но играю при любых обстоятельствах.

К слову, Дмитрий Кисель, который служит в эстрадно-духовом оркестре Гродненского областного управления МЧС, третий по счету гродненский трубач. Для того чтобы занять этот пост, 38-летнему музыканту пришлось выдержать серьезный конкурс. Трубе этот профессионал придал академическое звучание.

На высоте 27 метров, конечно, публике не рассмотреть лицо исполнителя мелодии. К тому же он всегда выходит на каланчу в образе пожарного XIX века — в строгом черном парадном мундире и блестящей каске. Кстати, этот уникальный костюм шили в военном ателье, взяв за основу оригинал из архивных источников. Когда Дмитрий в гражданской одежде выходит на улицу, его не узнают.

— Автографы люди не просят, но мне достаточно и просто хорошего мнения, — шутит музыкант.

Нередко среди публики, которая собирается около полудня у гродненской достопримечательности, есть и его трое сыновей. Они с особой гордостью смотрят на отца.

— Тогда уже все знают, что там, наверху, играет их папа, — смеется Дмитрий.

Об истоках интересной традиции, которая уже стала имиджем Гродно, рассказала старший инспектор центра пропаганды и обучения областного управления МЧС, заведующая Музеем пожарной службы Ирина Качан. В XIX веке в крупных городах была введена система пожарных сигналов. Поэтому на башнях всегда дежурил каланчевой или впередсмотрящий. Если он замечал пожар, то вывешивал флаги или шары красного цвета, дым — синего. Если же пожар был сильным, бил в специальный колокол, чтобы сообщить горожанам о беде. К общему набату подключались колокола храмов. Пожарный обоз тогда несся по улицам города на большой скорости. Чтобы обозначить его движение и обезопасить горожан, заблаговременно на лошади скакал начальник пожарной команды — брандмейстер, а в крупных городах пожарный горнист. Позже появилась культурная традиция — с башни играли, и звуки трубы означали, что в городе все спокойно. 

Кстати, оставил свой уникальный след в истории Слоним, где издавна с пожарной каланчи летели звуки знаменитого полонеза Огиньского “Прощание с Родиной”. Недавно эту традицию слонимчане возродили, правда, в этом городе в полдень мелодия пока звучит в записи, а не в живом исполнении.

— Гродненская традиция была заложена после открытия Музея пожарной службы. Впервые труба с каланчи зазвучала в День Независимости Беларуси в 2009 году, — рассказала Ирина Качан.

— Я специально спланировала свой маршрут по Гродно, чтобы попасть к каланче, когда там появится трубач. Знакомые посоветовали не пропустить момент полуденной фанфары. Очень интересная традиция добавилась к имиджу древнего города, — поделилась впечатлением туристка Светлана из Тулы.

Сам же трубач считает важным, если люди хоть на две минуты замедлят шаг и прислушаются к чистым звукам трубы, оповещающим о хорошем.

Мелодия обрывается внезапно

В Кракове есть своя традиция, связанная с трубачом. Там с высокой башни Мариацкого костела доносится звук трубы каждый час. Этот старинный сигнал называется “хейнал”, что в переводе означает “утро”. Любопытно, что мелодия всегда резко обрывается на самой непредсказуемой ноте. Легенда гласит, что однажды трубач — дозорный костела первым заметил, что к городу приближается чужеземное войско, и стал трубить, чтобы предупредить об опасности. Под ливнем стрел, истекая кровью, герой снова и снова трубил, пока одна из стрел не пробила ему горло. Мелодия оборвалась внезапно. И вот в память об этом смельчаке теперь регулярно со сторожевой башни Мариацкого костела звучит хейнал. Трубач исполняет мелодию четырежды, на четыре стороны света: сначала на юг, в сторону Вавеля, чтобы услышал король, потом на запад, для городских властей в ратуше, затем на север, чтобы не дремали стражники у городских стен и ворот, и наконец на восток, для пожарной команды. Особое впечатление этот краковский ритуал оставляет ночью. Каждый раз, закончив играть, трубач высовывается в окошко и машет рукой собравшимся у подножия башни людям, они машут в ответ. Считается, что увидеть трубача в окошке — к удаче.

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Елена СЕМЕНОВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.