Зашифрованные сосиски

Современные технологии сопровождают нас повсюду: облегчают работу, учебу, быт. Сфера торговли и общественного питания тоже стремится идти в ногу со временем. Чего только ни придумывают владельцы магазинов, ресторанов и кафе, чтобы привлечь внимание клиентов!

В одном из супермаркетов Польши довелось увидеть электронные ценники. Если объявляется какая-то акция или распродажа, новая стоимость товара сразу же высвечивается на небольшом табло, — исправление цен на этикетках вручную заняло бы гораздо больше времени.

А в Южной Корее, по рассказам наших туристов, на одной из станций метрополитена оборудована виртуальная витрина, где представлен ассортимент находящегося поблизости продовольственного магазина. В ожидании электрички потенциальные покупатели могут скоротать время, определяясь с покупкой, и благодаря специальному QR-коду оплатить содержимое виртуальной потребительской корзины, узнать калорийность и состав интересующих их продуктов. И если в середине 1990-х такие обозначения использовались японцами только для маркировки автомобильных деталей, то со временем этот способ передачи информации распространился и на маркетинговую сферу.

Так называемые QR-коды — изображения в виде квадратов, чем-то напоминающие схему лабиринтов, — все чаще можно увидеть и в наших магазинах, ресторанах, музеях, на уличных рекламных билбордах. В такой “пиктограмме” производители или рекламодатели шифруют различные данные о товарах и услугах. Это может быть, к примеру, сложный адрес интернет-ресурса, электронной почты или информация о скидках и распродажах. Правда, чтобы прочесть загадочные “письмена”, необходимо быть продвинутым пользователем современного мобильного устройства. Именно по этой причине воспользоваться таким ноу-хау могут далеко не все.

Недавно QR-код попался мне на глаза в минском супермаркете. Покупательница преклонного возраста вежливо поинтересовалась у продавщицы, что за “черный квадрат в белые крапинки” красуется на витрине.

— Долго объяснять придется, — в спешке обслуживая клиентов, обронила продавщица. Но через несколько секунд, словно опомнившись, все же пояснила, что в “черном квадрате” зашифрована информация о скидках на сосиски и колбасу. А чтобы ее прочесть, нужно иметь выход в интернет и специальное приложение в мобильном телефоне.

В глазах бабушки застыло удивление:

— А разве нельзя написать доступно, чтобы всем было понятно?

Услышав этот разговор, девушка лет восемнадцати направила камеру своего смартфона на “черный квадрат”, и на экране появился адрес сайта, на котором размещена информация о данной мясной продукции.

Стоит признать: пока большинство из нас на такие новшества попросту не обращают внимания. А некоторых они и вовсе раздражают. Пару недель назад в Барановичском районе у городского памятника хулиган сломал табличку с QR-кодом только потому, что не смог в нем разобраться.

— Еще хуже, когда некоторые гаджеты, установленные в торговых залах, казалось бы, для того чтобы облегчить нам жизнь, на деле становятся орудием в руках недобросовестных продавцов, — говорит заместитель председателя Общества защиты потребителей Тамара Бельская. — Речь идет о сканирующих устройствах для считывания цен. К нам поступает множество жалоб покупателей на то, что стоимость товара на ценнике зачастую не соответствует той, которая пробивается в чеке. Чаще всего такие нарушения встречаются в больших продмагах и супермаркетах, где товара в потребительской корзине, как правило, несколько десятков наименований. Расчет на то, что увидевший разницу клиент не станет поднимать шума из-за одного или двух неожиданно подорожавших продуктов и смиренно выложит деньги.

Тамара Бельская привела пример, когда покупательнице одного из минских продмагов взвесили в мясном отделе полуфабрикат по цене 99 тысяч рублей за килограмм, а при расчете оказалось, что пока она шла к кассе, продукт подорожал на четверть. Кассир невозмутимо объяснила, мол, за это время “ценник устарел, стоимость говядины только что изменилась” и, чтобы доказать правоту своих слов, предложила сверить цену со сканером. Однако покупательница проявила настойчивость: отстояла свои права и купила товар по первоначальной цене.

Но особо доверчивые, сверив цену с компьютерным устройством, действительно думают, что произошел технический сбой, и переплачивают за покупку. 

К тому же такие устройства нередко бывают неисправными или настолько “капризными”, что воспользоваться ими без помощи торговых работников попросту невозможно.

— Помните, что вы имеете право купить товар по той цене, по которой он был выставлен на прилавке, — разъясняет эксперт. — Оказавшись в спорной ситуации, не ищите правды у компьютера, а лучше обратитесь за разъяснениями к администратору магазина. Если вам продолжат вбивать в голову, что программа поменялась и цена из-за этого стала другой, лучше ничего не покупайте в таком магазине, а уходя, сделайте запись в книге жалоб и предложений.

zaxarova@sb.by

Автор публикации:
Оксана ЗАХАРОВА

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.