С 5 августа у нас заработал принцип нулевой ответственности. Проще говоря, теперь, если со счета, к которому привязана карточка, похищены деньги, — банк обязан их вернуть. Конечно, есть определенные оговорки. Если владелец “пластика” сам пренебрегал мерами безопасности, не исключено, что финучреждение откажется пополнять счет. О тонкостях нововведения — беседа с кандидатом экономических и юридических наук Сергеем Овсейко.
— Факты хищения денег со счетов, к которым привязаны карточки, известны давно. Но принцип нулевой ответственности законодательно закреплен лишь сейчас. Шли долгие споры и обсуждения. Позиция банков ясна. С одной стороны, держатели карточек должны разделять заботы о безопасности своих денег. С другой — сейчас карточные воры действуют столь изощренно, что граждане могут даже не подозревать, где таится опасность. Вмешалось государство, и компромисс был найден. Кто и за что теперь должен отвечать?
— Теперь ответственность возложена на банки. Конечно, с определенными оговорками. Например, если есть факты, подтверждающие мошеннические действия держателя карточки, возвращать деньги не будут. В спорных случаях ответственность может быть поделена поровну между клиентом и финучреждением — соответствующая статья есть в Гражданском кодексе. Не затронет принцип юрлиц: по корпоративным карточкам возвраты производиться не будут. В целом принятая у нас мера направлена на формирование доверия населения к банкам.
— Возврат похищенных со счетов денег — общемировая тенденция. Что представляет собой зарубежный опыт?
— Принцип нулевой ответственности в том виде, в котором он принят у нас, — мера беспрецедентная. Это похоже на историю с гарантированным возмещением банковских вкладов. В мире применяются куда менее лояльные к клиентам банков меры. Нечто похожее есть лишь в России — там закон был принят четыре года назад. Суть в том, что банки несут полную ответственность за использование их оборудования. В США и странах ЕС определен предел ответственности — от 150 до 500 долларов. Банк вернет только похищенное свыше этой суммы.
— Если человек обнаружил пропажу денег со счета, что он должен предпринять?
— Если пришло, к примеру, СМС-уведомление о списании средств, в течение 30 календарных дней нужно написать заявление в банк. Срок может быть увеличен только при наличии уважительной причины. Дальше дело за финучреждением. Если оно убедится, что вины держателя карточки в несанкционированном снятии средств нет, деньги будут возвращены не позднее 45 календарных дней с момента подачи заявления, если операция была произведена на территории нашей страны. И не позже 90 дней, если за ее пределами.
— Что могут сделать сами граждане, чтобы не допустить хищения средств с их счетов?
— Все зависит от того, как используется карточка. Операции, проводимые в интернете, наиболее рискованные. Для этих целей лучше иметь отдельную карточку и хранить там ровно столько денег, сколько нужно для транзакции. Главное правило для всех — не разглашать реквизиты карточки и ее пин-код. Если срочно понадобилось их передать кому-либо, лучше сделать это по телефону либо при личной встрече. Не передавайте карточку третьим лицам — официантов, например, просите производить оплату в вашем присутствии.
Громкие случаи хищения средств с банковских карточек
• 2011 год. Будучи на отдыхе в Италии, наша певица Герилана стала получать оповещения: с ее счета снимали деньги в Чикаго, хотя девушка никогда не была в США. Обеспокоенная артистка сразу стала звонить в банк. Но соединение с оператором долго не устанавливалось. За это время злоумышленники успели похитить 31,5 тысячи долларов со счета девушки.
• 2013 год. Группа иностранцев установила специальные считывающие устройства — скиммеры — на нескольких минских банкоматах. В результате им удалось завладеть реквизитами карточек не менее 2,5 тысячи человек. Преступники похитили в общей сложности порядка 475 млн рублей.
• 2014 год. Владелец казино из Бреста похитил с помощью поддельных карточек со счетов иностранных финучреждений более 1 млрд рублей. В планах была сумма в четыре раза больше, — мужчина хотел приобрести казино “Ва-банк” в Могилеве, но транзакцию отклонили.
БЛИЦОПРОС
Как остановить воровство с банковских карточек?
Об этом спросила гомельчан корреспондент "НГ" Виолетта Дралюк
Николай Старостенко, пенсионер:
— Здесь должны четко работать правоохранительные органы. Одно дело мелкие случайности, когда по рассеянности оставил карточку в банкомате, а на ней еще и твой ПИН-код нацарапан карандашиком, тут не на кого пенять. У меня так знакомый попал в переплет. Но ему повезло. У банкомата оказались порядочные люди и его карточкой не воспользовались, отнесли в ближайшее отделение банка.
Юлия Кирпичева, журналист:
— Убеждена, что сохранность средств на банковских пластиковых карточках — все-таки задача банков, которые обслуживают операции и устанавливают банкоматы. Ход криминальной мысли хорошо бы опережать. Если же прецеденты случились, то банковские службы должны оперативно реагировать и похожих способов действия злоумышленников в будущем не допускать. У банков для этого есть все возможности — и технические, и финансовые.
Елена Сафронова, студентка:
— На мой взгляд, ничего эффективнее личного контроля быть не может. Всегда обращаю внимание, есть ли на клавиатуре нечто похожее на накладки. Если рядом крутятся люди, иду к другому банкомату. Ну и, конечно, нужно отслеживать все операции, которые проводишь по своей карточке. Сейчас это несложно, когда действует банковская услуга оповещения и уведомления. Едва заметил перемены, сразу сигнализируй в банк.
gavrusheva@sb.by
Автор публикации:
Валерия ГАВРУШЕВА