Спасет ли “коллективный кошелек” творческую индивидуальность?
Ура, спасение! Найдена новая форма воплощения культурных проектов в жизнь, и называется она краудфандинг, то есть коллективное финансирование, если по-нашему. Все просто: заводишь электронный кошелек, бросаешь клич в интернете, публикуешь общие слова об идее, которая гложет тебя по ночам, и буквально через несколько недель снимаешь финансовые сливки. Запускаешь в работу фильм своей мечты, записываешь “бомбовый” альбом, организовываешь выставку. Идеальная картина. В жизни, как правило, все гораздо сложнее.
По сути, в этой форме нет ничего нового, хотя ее и представляют как свежую модель. Например, после того как рухнул советский кинопрокат и перестало финансироваться кино, многие фильмы снимались на деньги из частных коллективных источников. Качество этой продукции, конечно, было ужасающим. Можно вспомнить комедии Анатолия Эйрамджана или поток так называемого кооперативного кино. Георгий Данелия и Эльдар Рязанов рассказали в своих мемуарах, как они ходили по разным банкам клянчить деньги. Очень любил кино основатель банка “Чара” Владимир Радчук, его жизнь тоже оборвалась, как в боевике, — бизнесмена нашли мертвым в собственной ванной.
Как и любая новая “мулька”, которая начинает бродить в интернете, краудфандинг стал крайне популярным. Его считают панацеей от всех бед культуры. Через него искали деньги музыканты группы “Мумий Тролль”, писатель Евгений Гришковец, режиссеры Владимир Мирзоев и Константин Фам. Получилось не у всех. Евгению Гришковцу удалось собрать деньги на несколько телеверсий своих спектаклей. Но маститый драматург считает, что эта форма финансирования подходит не всем:
— Сама аудитория обратилась ко мне с желанием получить видеоверсии моих спектаклей, — рассказывал Гришковец в одном из интервью. — Это было не сомнительной акцией, а очень тревожным занятием, по крайней мере, для меня. Ты знаешь, что тебя вроде любят, а потом деньги не собираются, и ты понимаешь, что любят тебя, мягко говоря, недостаточно. Поэтому здесь нужна не только любовь, но и доверие. Я ни разу, по-моему, никого не подвел участием в сомнительных “корпоративах” или телевизионных шоу, каких-то неблаговидных акциях. Это позволило людям решиться на такое дело. Но это только мой опыт, и я не могу считать его универсальным, это было бы самонадеянно.
Среди плюсов краудфандинга отмечают, с одной стороны, отсутствие юридических проволочек. Однако вашу идею элементарно могут украсть. С другой — автор идеи может оказаться прохиндеем и потратить деньги на другие цели. Например, на отдых за рубежом
В Беларуси на сайте онлайн-площадки ulej.by можно подать заявку на проект, а также узнать, на что конкретно просят деньги с помощью краудфандинга. Некая группа “Рыбы” ищет деньги на запись второго альбома. Собирают средства на новый сборник представители журнала “Макулатура” — он действительно достойный, и жаль, что в отличие от наших толстых литературных журналов не получает постоянного финансирования. Пианист Даниил Куликовских просит денег на запись инструментального альбома. Получить результат здесь и сейчас — философия нового времени.
А на сайте площадки Talakosht сейчас собирают деньги на организацию в Гомеле фотовыставки “Силачи современной Беларуси”, создание кулинарной мастерской Zorny.
Без привлечения этих площадок и вполне самостоятельно недавно один популярный музыкальный клуб попросил у своих завсегдатаев денег на… ремонт. Учитывая то, что клуб крайне демократичный, проводит хорошие рок-н-ролльные концерты, можно предположить, что деньги он соберет нескоро, а ремонт затянется. Вот если бы ходили в него блондинки со своими папиками, все было бы гораздо живее.
На самом деле, если вникнуть чуть глубже, краудфандинг — никакая не благотворительность, а большой бизнес. Площадка, которая будет вам в этом помогать, берет процент с собранных денег. Процент иногда довольно внушительный. Своим потенциальным инвесторам вы должны пообещать первые образцы продукта и другие привилегии, которые будут зависеть от суммы. Из собранных денег авторам идеи достается 90%, остальные уходят онлайн-площадке.
Еще одна интересная деталь: проекты, которые не собирают нужную сумму, признаются несостоявшимися и аннулируются. Деньги возвращаются ссудившим их.
Слишком много “но” и “если”. Лично я не верю, что с помощью краудфандинга можно сделать Культурную революцию. Хотя верить в то, что кто-то захочет вас осчастливить, весьма заманчиво. Никто вам не запретит поставить шапку на асфальт и заунывным голосом Кисы Воробьянинова затянуть: “Господа, я не ел три дня…”
Автор публикации:
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ