Восток — дело выгодное

140 тысяч квадратных метров выставочной площади, более 2 тысяч предприятий из 57 стран, около 200 почетных гостей министерского уровня и более 3 тысяч профессиональных закупщиков — в Урумчи проходит пятая международная выставка “ЭКСПО “Китай-Евразия”. Беларусь стала не просто одним из участников мероприятия: нам присвоили статус почетного гостя. Если на заре своего появления в середине XIX века международные выставки преследовали главной целью организовать торговлю и продемонстрировать новые технологические решения, то сегодня это прежде всего национальный брендинг. То, что нас пригласили, значит, что есть интерес не просто к отдельным нашим предприятиям, но и к стране в целом. Где опорные точки нашего сотрудничества с азиатским регионом? 



Об этом корреспондент “НГ” побеседовал с деканом экономического факультета БГУ Михаилом Ковалевым.


Концерт во время открытия белорусского стенда на пятой международной выставке “ЭКСПО “Китай-Евразия”. russian.news.cn

— Азия сегодня на слуху. Показательный факт: США инициировали создание глобального торгового объединения с рядом стран региона — Транстихоокеанского партнерства. Рынок очень перспективный, многие стремятся на него попасть. Мы не исключение. Каковы наши шансы?


— Азиатско-Тихоокеанский регион — это регион бурно развивающихся экономик. Здесь есть Китай, который уже в прошлом году обошел США по ВВП, рассчитанному по паритетным ценам. Индия, по прогнозам различных международных экспертных организаций, к середине столетия может стать второй либо третьей экономикой мира. Исключительно быстрыми темпами развивается Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Монголия, да и другие страны АТР. 

Вместе с тем суммарный импорт стран Азии за последние три года вырос с 5 до 8 трлн долларов. Наша доля пока очень и очень невелика — в каждой из этих стран не более 0,1 процента. Несколько крупных контрактов, поддержанных Банком развития, дали нам самую большую долю в импорте — Бангладеш и Шри-Ланка. Это где-то 0,14 процента. Близко идет Вьетнам, Индия, Китай. Китай ввозит товаров больше чем на 2 трлн долларов. Но мы туда поставляем в основном калийные удобрения, а также собираем колесные тягачи на совместном предприятии для перевозки китайских ракет. 

Наша задача — попасть в этот регион и завоевать существенно большую долю китайского рынка. Сейчас есть пословица “Если ты сумел продать в Китае, значит, ты продашь это во всем мире”. Китайский рынок действительно самый трудный, с самой жесткой конкуренцией. 

— Значит, нам нужно предложить востребованный товар. С какой продукцией мы можем там закрепиться?

— В первую очередь продукты питания. Почти во всех азиатских странах проходит мясо-молочная революция: население богатеет и переходит с риса на рис, дополненный мясом, растет потребление молока. И здесь, на мой взгляд, мы уже упускаем момент. Наши соседи — литовцы и украинцы — стали активно осваивать рынок молочных продуктов в Китае. По всем прогнозам, в мире нет более перспективного рынка для продовольствия, чем азиатский. Например, Китай ежегодно закупает продовольствия на 170 млрд долларов, Япония — 82 млрд долларов, Южная Корея — 34 млрд долларов, Индонезия — 

31 млрд долларов. Пока рынок в значительной степени захвачен ближайшим соседом — Австралией, но я уже говорил про Украину и Литву — они подают нам пример.

Разумеется, нужно продвигать также наше машиностроение — сельскохозяйственную и дорожную технику, автобусы. Отдельные контракты есть, но больше мы говорим о намерениях. Нам нужно создавать совместные производства и дорабатывать нашу технику под требования стран-импортеров. 

— Мы говорим о регионе в целом, но страны, входящие в него, различны по масштабам, уровню экономического развития, социальным условиям. Как нам выстраивать стратегию сотрудничества с разными государствами? 

— У азиатских стран есть общая черта — они тяготеют не столько к импорту в чистом виде, сколько к импорту инвестиционных товаров, то есть хотят развивать собственную промышленность. Поэтому, на мой взгляд, нам нужно создавать промышленно-инжиниринговые фирмы, которые будут строить в азиатских странах птицефабрики и другие сельскохозяйственные объекты, которые там сегодня востребованны. Почти все страны региона густо населены: Китай и Индия приближаются к 1,5 миллиарда человек, в Индонезии — более 250 миллионов человек, Таиланде — почти 70 миллионов. Людей нужно кормить, и наш опыт модернизации сельского хозяйства мог бы в этом помочь.

— Сегодня нельзя не учитывать тот факт, что мы являемся частью интеграционных процессов. В рамках ЕАЭС к 2025 году планируем выйти на единый финансовый рынок, рынок газа, нефти. Какую роль это сыграет в сотрудничестве с азиатскими странами? 

— ЕАЭС наладил отличные отношения с Китаем, Индией и другими странами, с Вьетнамом даже заключен договор о зоне свободной торговли. Поэтому никаких препятствий здесь нет. А китайский проект Экономического пояса Шелкового пути будет, наоборот, способствовать более тесной интеграции стран ЕАЭС. Товарооборот между Китаем и ЕС составляет почти 500 млрд долларов, и если нам удастся хотя бы 

10 процентов от этих грузов замкнуть по маршруту Западный Китай — Западная Европа по территории Казахстана, России и Беларуси, наши транспортно-логистические доходы за несколько лет удвоятся. Сегодня же они находятся на уровне 4 млрд долларов.

— Мир стоит на пороге смены техноукладов. Вместе с тем происходят изменения в структуре мировой экономики: становится все сложнее зарабатывать на традиционных товарах, наибольший доход сулят новые отрасли. Какие ниши на Востоке сегодня открыты и есть ли у нас ресурс, чтобы их занять?

— Следует отметить успехи нашего высокотехнологичного сектора: у нас он представлен в первую очередь Парком высоких технологий. Из 850 млн долларов экспорта, который обеспечили наши программисты в прошлом году, значительная часть пришла из Азии. Я убежден, что если мы проявим активность и начнем открывать там свои филиалы и создавать совместные компании, уже к концу этой пятилетки мы сможем выйти на экспорт компьютерных программ на 2 млрд долларов. 

К слову, помочь здесь может Китайско-Белорусский индустриальный парк “Великий камень”. Первые фирмы в нем зарегистрированы, но это преимущественно китайские компании и их филиалы в Беларуси. Нужно стремиться к тому, чтобы у нас появились совместные предприятия с китайцами, по аналогии “Мидеа-Горизонт”, где мы вместе будем делать, к примеру, солнечные электростанции — Китай в этом мировой лидер — да и любые другие изделия, которые трудно довезти из Китая в ЕС, но можно сделать у нас. И речь идет не только о белорусско-китайских, но и, к примеру, китайско-европейских предприятиях, которые могли бы стать резидентами нашего индустриального парка.

Также пора думать о создании совместных научных лабораторий прикладного типа — тогда будут появляться изделия XXI века. Автомобили и тракторы по-прежнему востребованны, но нужно думать об автомобилях и тракторах будущего — беспилотных, электронно-управляемых, работающих на электричестве или водороде.

Объединив усилия, мы можем сделать многое. И этому способствуют особые отношения между наши странами. Проходящая выставка “ЭКСПО “Китай-Евразия”, где мы получили привилегированный статус, тому подтверждение.

Кстати

Нашему стенду на выставке досталось одно из наиболее выигрышных мест: во-первых, 

он расположился в самом центре огромного выставочного павильона, во-вторых, ему выделили рекордную площадь — 360 квадратных метров. В национальной экспозиции — более 40 предприятий, среди которых Белорусская калийная компания, БелАЗ, “Гомсельмаш”, агрокомбинат “Дзержинский”, кондитерские фабрики “Коммунарка”, “Спартак” и “Слодыч”, организации концерна “Белнефтехим”. Также представлены ведущие университеты, 

Китайско-Белорусский индустриальный парк “Великий камень”, Госкомитет по науке и технологиям и другие. Наш национальный павильон стал одним из крупнейших и самых популярных на выставке.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.