Дурновкусие

Дурновкусие сегодня хотя и считается смертным грехом, а вот говорит это о всеобщем снобизме. И еще неизвестно, что в большей степени добавляет минусов в карму — подобранные не в тему легинсы с леопардовым окрасом, трещащие по швам на собственной фигуре, или размещение на своей странице в соцсетях ничего не подозревающей дамы, одетой в лео-пальто.  

Мой приятель ведет блог “Модненько”, где публикует пороки стиля — туфли со стразами, маникюр с вычурным декорированием, шелковую нежно-розовую летнюю мини-юбку в сочетании с плотными черными колготками. Мы смеемся, потому что, конечно, никогда не наденем такие безумные “бэрэты” и не заправим свитер в брючки. Хотя… Дизайнеры из мира высокой моды чувствуют себя гораздо свободнее тех, кто старается следовать заповедям, а потому запросто предложат носить босоножки с гольфами и — о, да! — свитер в брючки. В этом сезоне — писк! И даже в юбочку можно заправить. Тогда да. Художника судят по законам, им же созданным, обывателю такое не позволено. Потому мы исподтишка хихикаем над золотыми интерьерами и шубами Королевича Игоряши (героя рунета).

Но, однако же, мне не так интересно критиковать критиков, как обозначить одно любопытное направление в современном дизайне, моде, скульптуре, живописи и литературе. Дурновкусие и его культовые предметы. Один из замечательных примеров того, как дурновкусие становится фетишем, — это волна по производству клетчатых баулов, которая вынесла здравый смысл из светлых голов дизайнеров великих модных домов. Три года назад бренд Louis Vuitton выпустил аксессуар, как две капли воды похожий на тот, с которым работники и крестьяне ездят на закупы. Не уточняла цену на “Комаровочке”, но в бутике LV сумка продавалась за 3000 евро. В этом, уже 2016 году, туда же обратилась Balenciaga, презентовав веселенькие handbags for women. Креативный директор дома, грузин по национальности, Демна Гвасалия, породивший “баул от кутюр”, рекомендует пользоваться сумкой как во время шопинга, так и просто для выхода в свет.

— Это очень хорошая сумка, — говорит, — с богатой историей.

И теперь российские светские львицы легитимно достают бэги, с которыми в свое время прибыли в столицу со своих малых родин. Шучу. Не за что, конечно! Они покупают их за три.

Я мечтаю попасть на выставку дурновкусия. В 2009 году подобная экспозиция была представлена в Берлине. Выставка Bo..se Dinge (что в буквальном переводе значит “злые или плохие вещи”) проходила в Музее вещей и посвящалась не классике дизайна, а наоборот, кичу. Перечница с обнаженной дамой, из левой груди которой сыпалась соль, а из правой — перец, китайская флешка в форме человеческого пальца, пластиковая метелка и совок, декорированные золотым орнаментом. Я тут же вспомнила занавески на телевизор. Бабулечки-то любили сами создавать макраме, а вот последующие поколения, сохранив в себе тягу к украшательству дома, утратили любовь к рукоделию — потому в ассортименте универмагов появились китайские синтетические кружева, спасающие экраны компьютеров и телевизоров от запыления. Да, и вообще — красиво!

А ковры на задних сиденьях автомобилей?! И на передних. Они эволюционировали в майки, которыми обтягивают автокресла, самых диких цветов. А болтающийся рядом с зеркалом заднего вида ароматизатор или четки, или крест, или корона? А ламинат под мрамор? А обои под дерево? А фотообои?

А туфли с каблуком в виде бокала? И вообще все эти туфли с безумными декорами и невероятной фурнитурой. А карандаши, которые раздает девушкам, что плохо себя вели, Злая Фея Бровей и Губ? А соколки под рубашки, которые получают в подарок от мамы мальчики и не смеют предать традицию до самой смерти? И, конечно, леопарды, зебры, тигры, змеи и крокодилы, под которых мимикрируют полиэстер и кожзам.

В 1909 году известный историк искусства Густав Пацаурек, директор штутгартского Музея прикладного искусства, открыл “Отдел заблуждений в вопросах вкуса”. Позже он издал книгу “Хороший и дурной вкус в прикладном искусстве”, в которой детально систематизировал и классифицировал разнообразные ошибки. В классификацию вошли термины “Коварство вещи”, “Самоуправство орнамента”, “Расточительство украшений”, “Мания трансформации”, “Изнасилование материала”, “Жестокость декора” и “Ложь функциональности”.  

Сегодня эти грехи мало того что не принимаются близко к сердцу, многое из вышеперечисленного теряет актуальность благодаря качественному исполнению. Сама недавно купила брюки из кожзама, или, как продавец сказала, это экокожа. Эко — потому, что ни один теленок и крокодиленок не пострадал при их изготовлении. А брюки, я вам скажу, просто роскошь, удобные и красивые. И экокожа, тренд.

Сделайте кто-нибудь такую выставку, пожалуйста. А то ведь мы слишком серьезно стали относиться к собственной утонченности. Это плохой признак. Хочу смеяться! Брать в руки китайское барахло и не иметь возможности остановить приступ гомерического хохота, но вместе с тем понимать, что настоящая жизнь не в музее. А вот она! С перечницами и сумками, которые отражают эпоху и становятся культовыми вещами эры потребительства. И когда люди эволюционируют в кого-то более высокоразвитого, уж точно и скандинавская минималистичная архитектура, и дворцы славянской знати будут для них на одно лицо. Может, последние хоть позабавят.

Нельзя отрезать от жизни “неправильные куски”. Оно все наше, человеческое. Только принять и мудро улыбнуться, во все свои золотые зубы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Татьяна Сулимова

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.